"Деловой Петербург". Украинское обострение

Автор фото: Волков Павел

Создание Донецкой народной республики и ее обращение к России за военной поддержкой вызвало обвал фондовых индексов и рубля на Московской бирже. Экономике грозят новые санкции Запада.

Вчерашние события в Донецке напомнили антикиевский переворот, совершенный недавно в Крыму самопровозглашенной местной властью. Донецкие сепаратисты пытаются действовать по крымскому сценарию: захватив административные здания, они объявили о референдуме по созданию Донецкой народной республики, который должен пройти до 11 мая. Кроме того, по информации ИТАР–ТАСС, Республиканский совет Донецкой народной республики обратился к президенту РФ с просьбой о вводе временного миротворческого контингента.

По крымскому образцу

Антикиевские митинги с захватами зданий проходили также и в других юго–восточных областях Украины, но местные сепаратисты продвинулись к своей цели меньше донецких.
Не исключено, что уже сегодня или в ближайшие дни обстановка в этих регионах будет накаляться. Однако очевидно, что полностью крымский сценарий, с отделением от Украины и присоединением к России, повторить там не удастся. Во–первых, утрачен эффект внезапности: украинские власти готовы более решительно бороться с сепаратистскими настроениями, чем это было в Крыму. Во–вторых, в других регионах отсутствуют многотысячные подразделения российских вооруженных сил, которые позволили бы поддержать самопровозглашенные республики без официального дополнительного ввода войск, как это сделал в Крыму севастопольский гарнизон. В–третьих, доля сторонников присоединения к России в Крыму была гораздо выше, чем в любом другом регионе Украины. И, наконец, лидеры США и европейских стран сделали так много угрожающих заявлений о введении новых санкций против России в случае попыток присоединения других украинских территорий после Крыма, что им придется исполнять эти угрозы хотя бы ради сохранения лица.

Нервы не железные

Именно угроза новых санкций, которая уже вроде бы стала забываться после довольно вялой реакции мирового сообщества на присоединение Крыма, снова вышла на первый план на вчерашних биржевых торгах. Российские фондовые индексы ММВБ и РТС потеряли вчера 2,4 и 3,4% соответственно (см. также обзор на стр. 19). Индекс ММВБ ушел ниже 1350 пунктов, РТС — ниже 1200. В течение торгов индекс РТС терял почти 5%, индекс ММВБ — более 3,3%, однако под конец дня участники торгов успокоились и выкупили часть падения.
"В ближайшее время индекс ММВБ не опустится ниже 1280 пунктов, — полагает Александр Потавин, главный аналитик компании "РГС Управление активами". — Обвал ниже 1200 произойдет только в случае эскалации вооруженного конфликта в Украине и введения жестких санкций против нашей страны ЕС и США". Всеволод Лобов, руководитель аналитической службы ИК "ДОХОДЪ", считает, что определить возможную степень эскалации событий на Украине и последствия такой эскалации сложно. "Ближайшие уровни поддержки для индекса ММВБ — 1300 и 1200 пунктов, для РТС — 1130 и 1050 пунктов. Если Россия не будет вмешиваться в события на Украине, любые провалы рынка будут достаточно быстро отыграны. В противном случае, вероятно, настанет время экономических санкций, инвесторы начнут массово избавляться от акций. ММВБ может опуститься к 1000 пунктам, а РТС — к 800 пунктам". На подобных уровнях российские фондовые индексы не были с 2009 года.

Развилка

Опрошенные эксперты были вчера не готовы давать глубокие оценки возможных последствий обострения ситуации на Украине. По их словам, многое будет зависеть от того, насколько активно российские власти откликнутся на призывы о помощи из Донецка и соседних с ним городов.
Президент РФ Владимир Путин вынужден будет балансировать между двумя крайне рискованными альтернативами. Один вариант — протянуть руку военной помощи и навлечь на страну как экономические санкции, так и угрозу прямого военного столкновения с войсками НАТО, которых не замедлят позвать на помощь киевские власти.
Второй вариант, предполагающий менее решительные действия, такие как политические заявления в поддержку пророссийских областей и обещание экономической помощи получившим автономию в рамках Украины регионам, конечно, более предпочтителен. Но он возможен только в случае, если украинские власти не начнут жестоко подавлять сепаратистов и в новостях не появятся сообщения о сотнях убитых. Тогда отсутствие решительных действий со стороны России пророссийски настроенные украинцы воспримут как предательство, а зарубежные наблюдатели — как поражение.

Форс–мажор

По словам опрошенных "ДП" петербургских бизнесменов и чиновников, новое обострение ситуации на Украине в любом случае будет иметь крайне негативные последствия для экономики России.
Информированный источник в финансовом блоке Смольного крайне негативно оценивает возможные последствия от присоединения к России новых украинских регионов.
"Пока к нам просятся в основном дотационные регионы, которые почти не генерируют собственных доходов", — подчеркивает он.
Олег Солтанов, гендиректор агентства эффективных закупок "Экспро", констатирует: "Для бизнеса прежде всего важна стабильная и понятная среда. Любые изменения условий работы, в том числе и политические, несут в себе существенные риски. События, происходящие в Донецке, вполне соответствуют тому содержанию, которое обычно попадает в разделы договора "форс–мажор" или "действие обстоятельств непреодолимойсилы", а значит, контрагенты могут не исполнять договорные обязательства. По моему мнению, это сильно ухудшит условия ведение бизнеса в регионе и в целом в стране".
"Нам бы разобраться с последствиями крымской истории и с теми санкциями, которые против страны в целом и ее бизнеса в частности принимает международное сообщество, — замечает топ–менеджер крупной девелоперской компании. — Эти последствия, пусть еще не очевидные, проявятся в будущем. Просто макроэкономика — сложный механизм. Он медленно поворачивается. И просчитать последствия этих поворотов очень трудно. Но Владимир Путин — осторожный человек и политик с хорошей аналитической школой. Думаю, в ситуации с Донецком он возьмет паузу и будет ее держать до тех пор, пока ситуация не станет прогнозируемой".
"Мне, как россиянину, хочется, чтобы у России было больше территорий. Но надо понимать, что за каждый присоединенный клочок земли мировое сообщество из нас всю душу вытрясет, — предостерегает другой девелопер, Василий Сопромадзе. — Отыграются прежде всего на бизнесе. У меня, например, есть дела в США и Англии. Представляете, как на меня там будут смотреть? Мне жаль себя и свой бизнес. И еще больше жалко людей на Украине. Молю Бога, чтобы вся эта история закончилась малой кровью. Чтобы не было войны. А она очень вероятна. И Россия, к слову, в военном смысле сейчас далеко не супердержава. Правда, и в разговоры про угрозу НАТО не верю. Что–то не помню, чтобы у России хоть кусок земли отобрали в новейшей истории. Мы за клочок Богом забытых Курил стоим насмерть. Зато я помню, как Россия сама отобрала два куска моей второй родины — Грузии. И это было совсем недавно".
"За всем, что происходит на Украине, стоит экономика, — напоминает Игорь Тупальский, президент ГК "Размах". — Я не был в Донецке, но бывал в том же Харькове. Там жуткое расслоение населения на очень богатых и нищих. Автовокзал там в сталинском стиле и много заброшенных предприятий с серпом и молотом на фасадах. Если бы люди там жили хорошо, они бы не думали о присоединении к России или Европе. Раз такие мысли и действия есть, значит, плохо живут и хотят перемен".
Очевидно, что события на Украине могут привести к созданию федеративного государства. Для развития событий по крымскому сценарию оснований я не вижу, потому что ничего, кроме автономии в составе Украины, эти регионы не требуют. Пока реакция с российской стороны довольно взвешенная. Тон по отношению к восставшим регионам хотя и положительный, но не подстрекательский. Так что вероятность ввода войск НАТО возможна, хотя не думаю, что в реальности это случится.
Александр Ходачек
Президент Ниу "Высшая Школа Экономики" В Спб
На востоке Украины политическая элита представляет в основном Партию регионов, которая сейчас переметнулась на сторону киевской власти. Тем самым организованный протест сразу был обезглавлен, а стихийные лидеры, которые не имеют депутатской неприкосновенности, быстро нейтрализуются. Так что до референдума, как в Крыму, ситуация вряд ли дойдет. Интересно, что в остром диалоге между Россией и Западом Киев почти не участвует: у властей нет влияния, только силовые методы в отношении протестующих.
Владимир Жарихин
Заместитель Директора Института стран СНГ
С момента присоединения Крыма у нас появилось множество потенциальных инвесторов, которые хотят купить там недвижимость. И есть немало объектов для реализации в диапазоне 100 – 300 млн рублей. Особенно их число выросло после того, как Рада приняла закон о том, что украинцы, которые ведут бизнес в Крыму, будут признаваться "врагами народа". На этой волне появилось много желающих продать там активы: гостиницы, жилье. Сейчас эта недвижимость предлагается с большим дисконтом. Но уверен, что цены скоро начнут расти.
Андрей Степаненко
Генеральный Директор ОАО "Российский аукционный дом"