Россия, Санкт-Петербург. Предвыборная реклама кандидатов в Президенты РФ. На снимке: реклама Михаила Прохорова.
15:0028 апреля 201415:00
603просмотров
15:0028 апреля 2014
Проект "Ё-мобиль", который Михаил Прохоров из любви к Родине отдал государству за 1 евро, как оказалось, оставил после себя миллиардные долги. Сейчас кредиторы ищут деньги, выведенные из проекта в офшоры, и, если не найдут, долги могут лечь на плечи государства.
Кредиторы пытаются вернуть почти 1
млрд
рублей, который им задолжали компании, связанные с проектом "Ё-мобиля". В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти по этому поводу одновременно идет несколько десятков разбирательств. По большинству из них решение уже вынесено: должник должен вернуть деньги. Но во время разбирательств выяснилось, что активы компании, за счет которых можно было бы расплатиться по долгам, просто исчезли, когда акции ЗАО "Яровит Моторс" перевели на ЗАО "Охта Моторс". Судя по данным СПАРК, в 2013 году в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступило два десятка исков к компаниям, реализующим проект "Ё-мобиля", на общую сумму более 2 млрд рублей, а в 2014 году — еще более чем на 200 млн рублей. Выплачена была лишь часть долгов.
Для работы над проектом "Ё-
мобиля
" Михаил Прохоров через свою группу компаний ОНЭКСИМ купил и создал несколько юрлиц. ЗАО "Автомобильный завод "Яровит" (ГК "Яровит") был переименован в 2011 году в ЗАО "Охта Моторс". Компания зарегистрирована на "Элджин системз ллц" в США и "Тракс энд дамперз лимитед" в Великобритании. Еще одно юрлицо ООО "Ё-авто" было зарегистрировано на люксембургский офшор и ОНЭКСИМ Прохорова. Так же было создано ООО "Ё-Инжиниринг" для технических разработок.
В апреле 2014 года Прохоров продал свой проект государству в лице института "Национальные автомобильные интеллектуальные инновации" (ФГУП "НАМИ") за 1 евро. Компании, которым задолжал Прохоров, надеются на нового госвладельца "Ё-мобиля". Они полагают, что теперь процесс поиска "испарившихся" активов "Яровита" ускорится, и истцы получат положенные им деньги.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. IV Петербургский международный инновационный форум. Презентация Ё-концепта.
Одним из самых крупных кредиторов "Ё-
мобиля" было ОАО "Росагролизинг". В самом начале реализации проекта Прохоров заключил с компанией лизинговый контракт на 1,2 млрд рублей, чтобы купить самосвалы. Зачем именно они понадобились, не очень понятно, видимо, собирались использовать для строительства завода в промзоне Марьино под Петербургом. Фактически "Ё-мобиль" успел получить только 20% от этой суммы, 232 млн рублей. После этого выдача денег была остановлена из-за того, что заемщик не платил регулярные платежи по кредиту. Назад "Росагролизинг" не получил ни копейки.
"Сейчас, с учетом процентов, нам должны около 280 млн рублей. Сложно сказать, как на эту ситуацию повлияет факт передачи "Ё-мобиля" государству. Но суд идет. В ходе разбирательства могут быть выявлены новые признаки преступлений. Надеемся, в результате банкротства "Охта-моторс" и возврата конкурсной массы незаконно выведенных активов мы получим свои деньги. Сейчас назначен конкурсный управляющий, он должен будет предпринять все необходимые действия", — рассказал dp.ru советник гендиректора "Росагролизинга" Евгений Зеленский.
Также Прохоров задолжал менее крупные суммы десятку компаний, зарегистрированных как в Петербурге, так и в Москве, и в других российских регионах.
Среди истцов
ООО "Интердеталь
",
ООО
"Кама-
СПб", ООО "ПСК", ООО "Хеллман", ООО "Эфджей Груп Раша Продакшн", ПП "Петроснаб", ОАО "Станция профилактической дезинфекции", ЗАО "Вест Колл Лтд", ООО "М-ПрофСтайл", ООО "КАТТ", ООО "Центр содружества", ООО "Нафтэн", ООО "ТК Алтай", ЗАО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", ООО "Скан глобал лоджистикс" и многие другие, в том числе и госструктуры, например, Пенсионный фонд. Все эти подрядчики занимались поставкой деталей, обслуживанием, кредитованием, поставкой топлива и другими подрядными работами. Со стороны может сложиться ощущение, что руководители "Ё-мобиля" вообще никому никогда ни за что не платили.
Интересно, что в "
Газпром межрегионгазе
Санкт-Петербурга" dp.ru уточнили, что долг перед этой компанией со стороны юрлиц проекта "Ё-мобиля" погашен полгода назад. Он составлял всего 76 тыс. рублей. В то же время, многие другие подрядчики борются за возвращение таких же небольших сумм в районе 100 тыс. рублей. Например, в ПП "Петроснаб" dp.ru рассказали, что суд идет постепенно, и в компании не уделяют ему особого внимания, хотя и надеятся на победу. В том числе, многие юрлица полагают, что после передачи "Ё-мобиля" государству, их шансы на возвращение денег увеличатся.
Однако в НАМИ, новом владельце технологий этого гибридного
авто, не собираются вникать в финансовые проблемы Михаила Прохорова и говорят, что ничего о его долгах не знают. "Нам, согласно договору, передали лишь интеллектуальные права и конструкторскую документацию на кузов и шасси гибридного автомобиля. Мы не собираемся реализовывать проект "Ё-мобиль", а лишь используем некоторые разработки", — уточнили dp.ru в институте.
Эксперты полагают, что долги может платить как государство, так и сам Прохоров. Все зависит от их договоренности. Как будет завершена данная сделка, покажет время. С одной стороны, российское законодательство позволяет передать "Ё-мобиль" как интеллектуальную собственность, и при этом оставить должника Прохорова наедине со своими кредиторами. С другой стороны, ничто не мешает государству со временем приобрести все акции завода, а в таком случае и долги переходят к новому юрлицу. Так, например, ВТБ приобрел Гута-банк за 1 млн рублей в 2004 году. Сумма казалась символической, но, на самом деле, покупка производилась по вполне конкретной цене: ВТБ отдавал долги Гута-банка, которые на тот момент составили около полумиллиарда рублей.
"В таком публичном случае, как история с "Ё-
мобилем", важно провести сделку красиво, так, чтобы кредиторы при этом остались довольны и не обжаловали сделку. Что касается вывода активов, то законы позволяют кредиторам подать иск о банкротстве и опротестовать все сделки с давностью до трех лет", — комментирует Егор Носков, управляющий партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал". В любом случае, если не удастся опротестовать перевод средств в сторонние фирмы, кредиторы, в том числе и государственный "Росагролизинг", останутся ни с чем, и им придется списать долги "Ё-мобиля".