С 2015 года Смольный прекращает субсидировать водные такси — аквабусы. Но оператор этого транспорта ООО "МБС" не сдается: компания планирует выйти на самоокупаемость и продолжить работу без субсидий.
В
комитете по транспорту
решили отказаться от субсидирования аквабусов. Начиная со следующего года, Смольный не будет выделять на работу петербургского водного такси ни копейки. Но ООО "МБС", единственная компания, которая обслуживает аквабусы в Петербурге, прекращать работу не намерена.
"Мы собираемся перевезти в этом году 200 тыс. пассажиров. Это позволит выйти на самоокупаемость и продолжить работать в следующем году без поддержки Смольного. Все, что потребуется от города – выставить причалы", — рассказал dp.ru Мелик Саркисян, гендиректор ООО "МБС".
В этом году город выставит причалы только к концу мая, хотя компания просила сделать это к майским праздникам. Как уже рассказывал dp.ru, стоимость проезда на аквабусах в этом году будет согласована комитетом по тарифам лишь накануне начала их движения. Старт работы запланирован на 29 мая.
На фото: Презентация нового аквабуса.
Ориентировочно маршрут аквабусов будет разделен на две зоны: от метро "Старая деревня" (остановка на Ушаковской набережной) до Дворцовой набережной (остановка у входа в Летний сад) и далее до Медного всадника (остановка у здания суда). По будням проезд по всему маршруту, благодаря городским субсидиям, может стоить 170 рублей. Субсидии на водный транспорт в этом году составляют 28 млн рублей. Так что при самых оптимистичных раскладах за каждого из 200 тыс. пассажиров бюджет может доплатить 140 рублей. Однако, на деле все не так просто: по каждой из двух зон можно будет проехать за меньшую сумму, однако в выходные дни работа аквабусов субсидироваться не будет. Из-за этого цена билета за проезд по обеим зонам может возрастать почти в 3 раза.
Контракт "МБС" со Смольным истекает в 2015 году и, по словам Мелика Саркисяна, в компании ожидали подобного развития событий. Для этого на Псковских верфях за 22 млн рублей построили новое вместительное (на 30 человек) и более комфортное судно. Еще два таких же скоро будут достроены. Также на линии курсируют 6 аквабусов на 15 человек, а еще 2 аквабуса стоят на случай поломок или планового ремонта. За счет этого компания планирует в 2015 году увеличить пассажиропоток с 200 тыс. человек до 300 тыс. человек, и сделать проект водных автобусов полностью коммерческим.
При этом продолжается вечный спор о том, кто же он – пользователь аквабуса? В комитете по транспорту ссылаются на то, что это туристы, которых и так благополучно перевозят многочисленные коммерческие пассажирские суда. В "МБС" считают, что на аквабусах ездят простые петербуржцы. Для них планируют в 2015 года установить тариф не более 200 рублей за обе зоны.
"Я не считаю, что аквабусы могут составить конкуренцию пассажирским судам, перевозящим туристов. У нас свой бизнес, мы не конкурируем с аквабусами", — сказал dp.ru Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга. Он добавил, что не любит комментировать тему петербургского водного такси, поскольку, на его взгляд, это не похоже на бизнес, а, скорее, на госпроект с сомнительной эффективностью.
Однако есть мнение, что аквабусы из-за своей небольшой стоимости проезда около 100-200 рублей составляют конкуренцию туристическим пассажирским судам, цена поездки на которых начинается от 500 рублей. Как рассказывали dp.ru на условиях анонимности игроки рынка водных перевозок, при запуске проекта водных такси даже поступали угрозы капитанам судов. Однако в последнее время все эти проблемы исчезли. На практике оказалось, что 99% туристов все же готовы переплатить 300-400 рублей, но получить взамен аудиогид и удобный обзор с верхней палубы. Теперь участники рынка с интересом наблюдают за попыткой ООО "МБС" выйти на самоокупаемость.
"Я очень рад за коллег, за то, что они так активно развиваются", — сказал dp.ru Денис Синочкин, гендиректор ООО "Интер яхт сервис". Год назад компания расторгла договор со Смольным на обслуживание аквабусов и ушла с этого рынка из-за того, что на нее неожиданно переложили лизинговые платежи в размере 200 млн рублей за строительство судов. Изначально эти расходы обещал взять на себя Смольный. ООО "МБС" сразу же строило суда на свои деньги, это и помогло компании "остаться на плаву". "Аквабусы предполагались как общественный водный транспорт, а такой транспорт всегда субсидируется из бюджета. Суть его не в окупаемости, а в регулярности. Заполнен ли автобус, пуст ли он, но он все равно выходит на линию. В данном случае, речь уже больше не идет об общественном транспорте. Это какая-то другая, новая коммерческая история", — добавил Денис Синочкин.