Власти Ленобласти хотят сделать платной трассу "Скандинавия", единственную транспортную магистраль, связывающую Россию и Финляндию. По мнению экспертов, это сыграет на руку железнодорожникам и увеличит на 1,5% стоимость перевозки грузов.
Трассу "Скандинавия" нужно сделать платной, чтобы ускорить ее реконструкцию за счет привлечения частных инвесторов, предложил глава Ленобласти Александр Дрозденко на Петербургском международном экономическом форуме в рамках дискуссии по поводу российско–финской интеграции.
"Хорошо, что Минтранс за счет бюджета решил расширить первые 50 км дороги, но нельзя затягивать. Следует продолжить реконструкцию на условиях государственно–частного партнерства, после чего часть трассы сделать платной", — заявил Александр Дрозденко.
Минтранс России не возражает против инициативы главы региона. "Строительство "Скандинавии" по принципу ГЧП вполне вероятно. Дрозденко говорил об этом неспроста. Он хорошо знает внутренние процессы, которые сейчас происходят вокруг реконструкции этой дороги", — говорит заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
Эта дорога — одна из ключевых международных магистралей, по которой в страну ввозится примерно 25–30% всего российского импорта. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СЗФО, ежесуточно через границу с северным соседом в Россию въезжает 1 тыс. контейнеровозов, наполненных в основном китайскими товарами, и столько же грузовиков идет в обратном направлении. Через Финляндию в Россию ввозятся почти все товары, отправляемые в адрес российских получателей авиатранспортом, а также значительная часть грузов, идущая к нам морем.
Двойная плата
Помимо платы за проезд по отдельным дорогам, правительство РФ собирается с 2015 года ввести сбор за проезд с грузовиков по всем российским федеральным дорогам в размере 3,5 рубля за километр, напоминает заместитель руководителя северо–западного АСМАП Константин Шаршаков, так что по бизнесу автомобильных грузоперевозчиков будет нанесен двойной удар.
Предположительно плата за проезд от Петербурга до Выборга по "Скандинавии", по словам областного губернатора, составит 400–700 рублей. Плюс к этому сбор за проезд грузовиков составит 525 рублей. В результате, по оценкам участников рынка, перевозка грузов между Россией и Финляндией подорожает примерно на 1,5%.
"Ничему не удивляюсь. По закону платным дорогам должна быть бесплатная альтернатива. Однако параллельно трассе "Скандинавия" нет альтернативных дорог, приемлемых для проезда большегрузов. Можно предполагать, что в результате введения платы за проезд снизится привлекательность автомобильных перевозок, и все это делается в интересах РЖД", — говорит гендиректор компании "Трансэк" Сергей Ковальчук.
Дорого и долго
РЖД уже давно хочет перетащить на себя часть контейнерных грузов, идущих из Финляндии в Россию. Железнодорожники даже запустили контрейлерные поезда, перевозящие на платформах автомобильные контейнеровозы. Однако автоперевозчики не нашли ни здравого, ни экономического смысла везти из Финляндии одно транспортное средство с грузом на другом. Такие перевозки существенно удорожают доставку и применяются там, где невозможно проложить автодорогу. Но даже просто контейнер везти на поезде из порта в Котке получается дороже и дольше, чем на автомобиле.
В советские времена средняя скорость перемещения грузов по железной дороге составляла 35 км в час, а сегодня — 8,7 км в час. Во многом это объясняется запуском скоростных поездов, из–за которых грузовые составы пошли в обход, более длинным путем.
Пятая часть ВВП
"Нам надо снижать расходы на логистику. В России они очень высокие: около 20% ВВП. Для сравнения: в Китае эта величина не превышает 15%, а в странах Западной Европы — 7–8%", — рассказывал во время выступления на прошедшем ПМЭФ глава "Северстали" Алексей Мордашов. Он отметил, что, по оценкам Boston Consulting Group, при снижении логистических расходов вдвое российский бизнес сможет экономить $180 млрд в год. Также автоперевозчики отмечают, что в России в сравнении с европейскими странами расходы на пересечение границы одни из самых высоких. По этому показателю, согласно рейтингу Всемирного банка, Россия занимает предпоследнее, 157–е место. В перспективе эти расходы возрастут, так как Росграница хочет ввести платную электронную очередь при пересечении границы.
“
Не совсем ясно, какую цель преследуют власти, устанавливая плату за проезд по дорогам, полноценной альтернативы которым нет. Если "Скандинавию" сделают платной, то импортеры, конечно, призадумаются, как завозить товар в Россию. Здесь нужно учитывать, что значительная часть груза из Финляндии идет мимо Петербурга в Москву, а трассу на Москву тоже хотят сделать платной. Плюс к этому плата за проезд грузовиков по всем федеральным дорогам. Но удорожание автотранспорта не означает, что грузовладельцы сменят грузовики на вагоны — помимо цены грузовладельцам важна еще сохранность груза, а у РЖД с этим не очень хорошо пока.
Руслан Кисс
генеральный директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер"