Петербургский яхт–клуб и "Газпром" воссоздают 54–пушечный фрегат "Полтава" в натуральную величину по историческим чертежам. Судно строят на территории яхтенного порта "Геркулес" в Лахте. Бюджет проекта — более 500 млн рублей.
Через 2,5 года в Петербурге воссоздадут 54–пушечный корабль петровского времени "Полтава". Судно строится на территории яхтенного порта "Геркулес" в Лахте, а когда оно будет готово, корабль разместится около башни "Лахта Центра". Финансирует проект, по договору с Яхт–клубом Санкт–Петербурга, ОАО "Газпром".
Имперские амбиции
Фрегат "Полтава" — первый крупный корабль, заложенный в петербургском Адмиралтействе, он был спущен на воду в 1712 году. В его строительстве принимал личное участие Петр I. Подлинных чертежей "Полтавы" до сих пор не обнаружено, поэтому проект ее реконструкции разработали по чертежам российских кораблей 1705 – 1730 гг. По словам главного строителя верфи Михаила Плеханова, идею воссоздать "Полтаву" поддержал лично глава "Газпрома" Алексей Миллер, поскольку "он большой любитель и знаток истории петровского времени".
Бюджет проекта не раскрывается. Михаил Плеханов обозначает только то, что он больше 0,5 млрд, но меньше 1 млрд рублей. Только стоимость дуба, который используется для строительства (около 3,5 тыс. м3 леса), по оценке экспертов лесного клуба FORESTEC, может начинаться от 17 млн рублей.
На фото: Презентация строящегося парусника "Полтава" в яхт-клубе в Лахте.
Строительство корабля ведется в рамках договора между "Газпромом" и Яхт–клубом Санкт–Петербурга, заключенным в 2012 году. Тогда монополист выкупил участок порта, который находится вблизи будущего делового центра "Газпрома", чтобы провести модернизацию яхт–клуба. Здесь построят новый эллинг, административные здания и отель.
В мире существует десяток исторических кораблей, открытых для посещения. Это как сохранившиеся до наших дней суда ("Виктория" в Англии, "Конститьюшн" в США), так и воссозданные корабли, например "Батавия" в Голландии и "Гото Предестинация", который этим летом должен открыться в Воронеже.
Первый такой проект в России — фрегат "Штандарт", построенный в 1999 году. Сейчас этот парусник зарабатывает на обучении морскому делу. Он ходит по водам всего мира, кроме России, поскольку 7 лет назад фрегат исключили из морского реестра и опротестовать это решение пока не удается.
Частный интерес
Сегодня почти невозможно построить судно по историческим чертежам, которое бы в то же время удовлетворяло требованиям МЧС. "В эту дыру уже попал "Штандарт" — за полярный круг он ходил, но реестр его не признает, — сетует Михаил Плеханов, — другое дело, что я уверен: найдется 300 или больше сумасшедших, и я буду среди них, которые возьмут на себя любую ответственность и все–таки попробуют, каков этот корабль в море".
В остальное время после окончания строительства "Полтава" будет стоять в сухом доке, став частью музейного комплекса у "Лахта Центра". Отсюда он сможет выходить на буксире, например, на празднование "Алых парусов".
Судоверфь работает как музей с начала мая, посещение корабля открыто в составе эксурсионных групп. С учетом планируемой пропускной способности и стоимости билетов "Полтава" сможет заработать на посещениях на этапе строительства около 50 млн рублей.
Есть примеры, когда подобные суда сумели окупиться во время строительства. Это, например, фрегат "Гермион" во Франции. Правда, для этого его пришлось строить 7 лет, и поток туристов составлял до 1 млн человек в год.
"С учетом того что в этом районе откроется метро, музей после полного открытия может рассчитывать на 300 тыс. посетителей в год", — оценивает вице–президент НП "САПИР" Федор Гавриченко.
Сегодня в Петербурге работает около двух десятков частных музеев. Это и художественные ("Эрарта", "Новый музей"), и узкоспециализированные музеи по интересам ("Музей кошек", "Музей водки"). Одни из них — это меценатские проекты крупных бизнесменов ("Музей Фаберже" Виктора Вексельберга), другие имеют более явную коммерческую составляющую ("ЛабиринтУм" и "Гранд Макет Россия").