Дмитрий Матвеев и Роман Орисик привезли идею для своего совместного проекта "ВаЙо" из Бельгии и Испании. Предприниматели решили создать формат фастфуда, объединив два популярных в этих странах продукта. Оборот бизнеса — 13 млн рублей.
Предприниматели знакомы друг с другом давно — учились в одной школе. "Мы с детства, можно сказать, работали в одной команде, — вспоминает Дмитрий. — Дружили и играли в футбол". Сейчас футбола в их жизни нет, но есть совместный бизнес — "ВаЙо". Это кафе–островки формата фастфуд в торговых центрах, где можно полакомиться бельгийскими вафлями с начинкой и замороженными йогуртами.
Вкусное начало
Идея объединить вафли, популярные в Бельгии, и йогурты, популярные в Испании, пришла к молодым людям в 2012 году. С момента появления идеи до реализации прошел год. Чтобы открыть первую точку в ТЦ "Сити–Молл", молодым людям понадобилось 1,5 млн рублей — деньги пошли на проработку рецептуры, покупку кухонного оборудования (вафельниц, йогуртниц, специальных холодильников для топингов и фруктов), разработку визуальной концепции и изготовление самого островка. Для запуска проекта друзья использовали собственные средства — прибыль от других их бизнесов: Дмитрий вместе со своим отцом развивает компанию, занимающуюся продажей и установкой окон, дверей и натяжных потолков, а Роман занимается продажей меда.
Сейчас у бизнесменов три точки в Петербурге — все они запущены в 2013 году. На открытие островков в торговых центрах "Академ Парк" и "Лондон Молл" потребовалось меньше чем 1 млн рублей — молодые люди оптимизировали свои расходы и в ближайшие 2 месяца планируют открыть четвертую точку уже за 500 тыс. рублей. "Формат островка в 10 м2 удобен, но надо понимать, что у него есть свои сложности: надо решать вопросы с канализацией, электричеством, размещением продукции", — рассказывает Дмитрий. Главная их цель сейчас — масштабирование концепции по России. Франшизный пакет уже подготовлен, паушальный взнос составляет 300 тыс. рублей — сейчас идут переговоры с пятью потенциальными франчайзи из Ленобласти, Москвы и Сибири.
"Подготовка пакета
франшизы
нас хорошо мобилизовала, заставила оптимизировать все процессы и как следует описать себя", — говорит Дмитрий.
Инвестиции в островок, по его словам, окупаются при позитивном развитии событий за полгода — но многое зависит от формата и проходимости, скорости подачи блюд, команды. Компания работает с тремя основными поставщиками, которые также поставляют продукты ресторанам. Топинги и само тесто, из которого выпекаются вафли по специально разработанному в "ВаЙо" рецепту, готовит еще один поставщик, имя которого предприниматели не раскрывают.
Оборот компании в 2013 году составил 13 млн рублей, тогда у молодых людей было две точки, еще одна открылась в октябре. В этом году средний месячный оборот — 1,2 млн рублей. Бизнес сезонный — продажи подскакивают в мае, июне и июле, вторая волна стартует в сентябре.
Модный продукт
Молодые люди говорят, что на фудкорт довольно сложно пробиться — как правило, мест нет даже в только открывающихся центрах: все занято уже известными брендами и сетевыми компаниями. В среднем цена аренды составляет 10 тыс. рублей за 1 м2. Предприниматели считают, что могут составить конкуренцию мировым брендам за счет предложения торговым центрам необычной концепции: новый продукт, оригинальное меню, яркое оформление в стилистике объекта. "Сейчас фудкорты забиты иностранными компаниями — McDonalds, KFC, Burger King и так далее. Российских игроков мало, пожалуй, это "Крошка картошка" и "Теремок", мы хотим исправить эту ситуацию и встать рядом с ними", — говорит Роман.
Оборот рынка вафель в сегменте фастфуда участники рынка оценивают в 15–20 млн рублей. Потенциал роста высок — в конце 2013 года, почувствовав тренд, вафли в свое меню включили такие сети, как KFC и Burger King, в этом же 2013 году вафли прочно обосновались в меню "Ёгурти" (у компании пять точек в городе). Если говорить о бельгийских вафлях в другом сегменте, например, в кафе, то самым заметным игроком здесь является кафе Van der Wafel.
"Конкуренты стали появляться только год назад, пока вафли — это все еще небольшой сегмент, в Москве, например, это вообще не развито, тогда как на Украине вафли как фастфуд — довольно популярная история, — говорит Екатерина Колпакова, генеральный директор и учредитель Van der Wafel (оборот — около 10 млн рублей в год). — У нас есть свой контингент и устоявшаяся репутация: мы организуем вафли как блюда а–ля карт и не гонимся за фастфудом".