Срок договоров на установку наружной рекламы на петербургских улицах увеличен в два раза: с 5 до 10 лет. Это решающее постановление для рекламного бизнеса. Без него эксперты прогнозировали сокращение объемов рынка наружной рекламы на 20%.
В Петербурге увеличен максимальный срок, на который компания может заключить договор на установку и обслуживание билборда. До сих пор он составлял 5 лет. Теперь срок увеличен до 10 лет. Соответствующее постановление сегодня поддержали депутаты Законодательного собрания Петербурга, а значит, это окончательное решение.
В апреле Смольный говорил о договорах на 5 лет. Тогда схема размещения рекламы после очередной доработки чиновниками (комитет по печати и взаимодействию со СМИ совместно с КГИОП, КГА и комитетом по благоустройству) вызвала панику на рынке наружной рекламы. В том числе, тогда чиновники сократили количество рекламных мест с 14,5 тыс. до 9,7 тыс. конструкций. Но если это можно было ожидать, то пятилетний договор стал неожиданностью, поскольку в 2013 году чиновники уже приняли почти окончательное решение о десятилетнем договоре. Этот срок устанавливается в каждом регионе, на усмотрение местной власти.
Объем рынка наружной рекламы Петербурга в прошлом году оценивался почти в 5 млрд рублей (крупнейшие операторы на петербургском рынке — Russ Outdoor, "Постер" и "Руан"). Но в случае, если новую схему размещения от Смольного утвердили бы без изменений, эксперты предрекали сокращение рынка на 20% и более.
Невозможно окупить вложения за пять лет, уверен Кирилл Опарин, гендиректор ГК "Постер" и основатель Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга. Это общее мнение всех участников рынка, которым они уже не раз делились с dp.ru. Пятелетний договор был актуален 10 лет назад, когда рекламные конструкции представляли собой блок из фанеры. Их обслуживание было недорогим, вложения окупались быстро. Современные электронные экраны на глухих стенах домов, конструкции со светодиоидами или с меняющимися картинками нужно постоянно обслуживать и модернизировать. Они начинают приносить ощутимую прибыль по истечении пяти лет.
"Мы рады увеличению сроков до 10 лет и позитивно смотрим на перспективы развития рынка", — сказали dp.ru в Ассоциации операторов наружной рекламы. К слову, в Москве тоже уже увеличили срок договора до 10 лет, и провели торги на новых условиях.
Решение о сокращении сроков до 5 лет изначально принадлежало Георгию Полтавченко, в губернаторской должности которого недавно появилась приставка "и.о.". Как отметили в беседе с dp.ru игроки рынка наружной рекламы, Полтавченко лично стремился к сокращению рекламных носителей. Он считал, что это позитивно скажется на внешнем облике города.
Но рынок наружной рекламы — это еще и стабильный источник пополнения городской казны. Он приносит до 1 млрд рублей в год. И этот миллиард в условиях рекордного дефицита точно не будет лишним. Игроки рынка связывают с этими и с временно пошатнувшимися позициями Полтавченко решение Смольного пойти на компромисс.
В комитете по печати, который курирует вопрос наружной рекламы, оперативно прокомментировать эту ситуацию dp.ru не смогли. Но ранее председатель комитета Александр Лобков уточнял, что, ограничивая срок договора до 5 лет, комитет лишь исполняет волю губернатора.
Сегодня почти все договоры на размещение наружной рекламы в Петербурге уже истекли. Их заключали еще в период, когда губернатором города была Валентина Матвиенко, а отрасль курировала приближенная к ней Алла Манилова. Причем, сроки большинства договоров истекли еще летом 2013 года. Продлить их компании не могли, поскольку все это время Смольный вел разработку своей концепции размещения рекламы и не объявлял новый конкурс на рекламные носители.
Объявить торги на заключение новых договоров планировалось в июне. Пока неизвестно, когда именно пройдут торги, какой будет начальная цена, и, тем более, насколько она поднимется. Но, как показывает опыт Москвы, при сокращении рекламных мест их стоимость в результате торгов увеличивается почти в 3 раза. С учетом того, что получить рекламную площадку можно сразу на 10 лет, игроки рынка будут бороться за них еще более активно. По оценкам экспертов, 9,7 тыс. рекламных конструкций в Петербурге могут уйти за сумму от 70 млрд рублей.