Производители детских товаров смогут получить сразу несколько видов субсидий по федеральным программам поддержки. Министерства промышленности и торговли считает, что это позволит российским производителям к 2020 году занять 45% отечественного рынка.
Министерство промышленности и торговли разработало Стратегию развития индустрии детских товаров до 2020 года и приступило к созданию законопроекта об индустрии детских товаров. Как полагают в ведомстве, благодаря комплексной поддержке отечественные предприятия, среди которых множество малых и средних производителей игрушек, обуви и одежды, к 2020 году займут до 45% российского рынка товаров для детей. Сейчас доля отечественных производителей колеблется на уровне 20%, заявил этой весной заместитель Минпромторга Виктор Евтухов. По его словам, объем российского рынка не превышает 700 млрд рублей, что еще далеко от его потенциальной загрузки.
Что готовят
На поддержку производителей детских товаров в 2014 году из федерального бюджета потратят около 1 млрд рублей. Эти деньги пойдут на субсидии на НИОКР, развитие инфраструктуры, субсидирование кредитов (до 0,9% ставки рефинансирования по кредиту) и др. Кроме того, в Минпромторге планируют дать производителям приоритетные права на участие в госзаказах.
Для того чтобы стать участником конкурса, нужно отправить в Минпромторг заявку и проект развития предприятия (увеличение мощностей, внедрение инноваций), пояснили в Ассоциации предприятий индустрии детских товаров. "Правила и порядок получения субсидий пропишут в ближайшее время. Участниками смогут стать также производители детской мебели, школьной канцелярии и другие", — сообщила президент этой ассоциации Антонина Цицулина. От Петербурга и Ленобласти по конкурсу уже отобрали несколько получателей господдержки, среди них — фабрика "Скороход" и производитель игрушек "Аэлита". Предприятия смогут стать участниками второго и третьего конкурсов, которые Минпромторг проведет в августе и в сентябре.
Своими силами
Всего в Петербурге работает несколько сотен производителей товаров для детей. По словам члена правления Союза производителей изделий легкой промышленности Светланы Молчановой, структура рынка продолжает стремительно меняться. "Теперь такие крупные продавцы детских товаров, как "Здоровый малыш", "Дети", минимум 10–20% ассортимента изготавливают в России самостоятельно. Из–за роста конкуренции маленькие фирмы продолжают закрываться", — говорит Светлана Молчанова.
Небольшие предприятия относятся к обещаниям Минпромторга скептически. Елена Морозова, директор компании "Тексэлен", сообщила, что ей не удалось получить ни одну субсидию по программам городской поддержки. По ее мнению, чтобы поддержать производителей детских товаров, нужно построить круглогодично работающую демонстрационную площадку.
"Такие комплексы для оптовой торговли успешно работают, например, в Калифорнии. Это помогло бы нам больше, чем любого рода субсидии", — считает Елена Морозова, которой пришлось сократить объемы производства в этом году на 20%.