До ничьей 1:1 18 июня со сборной Южной Кореи последний раз футбольная сборная России играла на чемпионате мира в 2002 году. Который проходил в Японии и как раз в Южной Корее. Тогда корейской командой руководил Гус Хиддинк, который довел корейцев до полуфинала. А наша сборная не вышла из группы. Впрочем, в двух следующих чемпионатах корейцы участвовали, в ЮАР даже вышли из группы. А наша команда там не играла. Почему же во встрече Россия — Корея фаворитом безоговорочно считалась наша сборная?
Россия в мировом рейтинге — № 18, а корейцы только на 55–м месте. У нас тренер Фабио Капелло, а у них Хон Мён Бо. Вы слышали такого? Как, впрочем, вряд ли кому–то известны и фамилии корейских игроков, хотя 10 из них выступают в Европе. Тут неприметность корейцев, их сложные фамилии и похожие лица понижают гудвилл сборной Кореи. Футболки играющих за границей корейских футболистов покупают только туристы–корейцы, интервью у корейских игроков берут только корейские медиа, их лица никогда не встретить на обложках спортивных изданий (кроме, естественно, корейских). И, честно говоря, они мало кого интересуют. Хотя вы, конечно, помните, как в "Зените" играли Хон Йон Мин, Ли Хо, Ким Дон Чжин. В 2006 году я организовал встречу спортивного директора "Зенита" Константина Сарсании с болельщиками. Один вопрос его удивил. Кто–то спросил, почему в последнем матче корейский защитник Ким "недисциплинированно" оставил свою зону и пошел вперед. Сарсания рассмеялся: "Недисциплинированно? Да корейцы самые дисциплинированные игроки в мире. Если он побежал вперед, значит, Адвокат приказал ему бежать вперед. А если ему тренер приказал, остаться сзади — это и означало бы нарушение дисциплины".
У корейцев очень развито уважение к иерархии, к старшим, к начальству. А у игроков в голове постоянная мысль: "Я — солдат. Я обязан делать то, что мне приказано". Просто Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И если дисциплина корейцев всем известна, то есть несколько мифов. Например, рост. Мол, они маленькие, с ними надо верхом играть. Средний рост футболистов сборной Кореи — более 183 см. А у наших — 181,8 см. Наши представления о корейцах как о людях малорослых устарели. Если в 30–х годах XX века средний рост корейцев был около 163 см, то уже к 2000–м корейцы выросли в среднем на 10 см. То ли перестали прижиматься к земле, то ли встали с колен, то ли просто расправили плечи.
В 2002 году, когда главным тренером сборной Кореи стал Гус Хиддинк, он заметил за своими подопечными манеру извинять свои неудачи малым ростом корейцев по сравнению с европейцами. "Но я этого не допущу, — решительно сказал тогда Хиддинк. — Я не позволю им заранее внушать себе: "Да–а–а, они и повыше будут, и в плечах пошире, а мы такие маленькие, такие бедненькие". Должен сказать, я все чаще замечаю, что и у нас некоторые игроки тоже считают себя высокими и умеют побороть этот предрассудок".
Хиддинку, конечно, так быстро не удалось вылепить из корейских игроков мировых звезд, но он стал приучать их проявлять на поле самостоятельность, уметь брать игру на себя, не бояться отойти от схемы. О своих игроках он отозвался так: "Обязательность для них не проблема. Ее у них даже через край. Но когда ты чрезмерно обязателен, то зачастую перестаешь видеть стратегическую перспективу".
Гус уже больше 10 лет не работает со сборной Кореи, но он многое заложил этой команде. Поэтому для меня не стал удивлением матч, в котором наша команда, гораздо выше классом, с великим тренером, вдруг поначалу выглядела робкой, вялой, без куража. Ну не поймать куража на корейцев, ну никак. Но здесь и можно обнаружить потенциал нашей команды. Капелло поменял схему, произвел замены, команда заиграла легче и совершила то, что давно ей было не по сеньке: на чемпионатах мира, пропустив первый, наша сборная отыгралась. Ранее она почти всегда проигрывала, кроме матча в 1982 году СССР — Шотландия.
Ну и хорошо. Значит, одним психологическим барьером меньше.