Антон Скосарь (30 лет) и его сестра Оксана (32 года) ведут цветочный бизнес с 2006 года. За последние 3 года они сумели увеличить оборот в 8 раз, до 50 млн рублей в год. До 95% продаж компании приходятся на заказы через интернет.
Владельцы компании "Семицветик" Антон и Оксана Скосарь разворачивали сеть цветочных магазинов, а в итоге выстроили цветочный бизнес в Интернете. Компания вернулась к одной торговой точке, как это было на старте. Но если в 2010 году ее оборот составлял 6,5 млн рублей, то в 2013–м — уже 50 млн рублей. До 95% продаж — интернет–заказы.
Ода Интернету
Брат и сестра создали компанию "Семицветик" в 2006 году, открыв магазин в Адмиралтейском районе. Опыта ведения бизнеса не было. Отец дал в долг 1 млн рублей — это был весь стартовый капитал.
Полгода компания работала даже без флориста: Антон сам составлял букеты, Оксана помогала ему вечером, после основной работы в должности директора по маркетингу "Оркла Брэндс Россия". Постепенно молодые люди увеличили количество магазинов до четырех, но кризис 2008 года заставил их уйти в Интернет. Остался один магазин в Центральном районе, совмещенный со складом цветов, площадью 185 м2. Молодые люди сделали ставку на продвижение в сообществах "Вконтакте", через контекстную рекламу в поисковиках.
Особенно хорошо продаются монобукеты из 51 и 101 розы. "Мужчины любят делать шикарные подарки. Такой букет дает стопроцентный вау–эффект", — объясняет Оксана Скосарь. Сейчас 50% заказов приходит через соцсети, 45% — через собственный сайт и только 5% — это покупки, совершаемые непосредственно в магазине. Компания обрабатывает 15 тыс. заказов в год, средний чек — 3,2 тыс. рублей. В штате работают 25 человек. "Семицветик" начал принимать заказы из других регионов России. Пока они выполняются через партнерские сети, но владельцы компании собираются открывать представительства в крупных городах.
Живучие компании
Российский рынок интернет–торговли цветами оценивается в 2,5 млрд рублей. Это 0,5% рынка электронной коммерции и всего 1–2% российского цветочного рынка, где на Петербург приходится 13% оборота.
Крупные федеральные интернет–торговцы цветами — AMF и "Флорист", петербургские — Duty Free Flowers и "Настроение". По словам управляющего петербургским филиалом AMF Игоря Салова, в Петербурге "около 15 живучих игроков". "Семицветик" входит в десятку лидеров. Игорь Салов подчеркивает, что для масштабирования бизнеса на всю страну нужны большие инвестиции. В "Семицветике" собираются вложить в развитие около 15 млн рублей — на эти деньги будет открыто около 10 представительств.
Помимо традиционных проблем (сезонность, скоропортящийся товар), торговцы сетуют на удорожание закупок из–за ослабления рубля и снижение потребительской активности. По словам Оксаны Скосарь, средний чек с начала года снизился на 20% по сравнению с прошлым годом, хотя количество заказов растет.