Кардинально меняются правила игры на рынке ОСАГО, на котором только в Петербурге за год собирается 8,3 млрд рублей. Выплаты вырастают со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, в Петербурге и Москве резко упрощается оформление ДТП, неустойка за просрочку выплат вырастает на порядок, а тарифы поднимаются на 24%.
Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Страховые компаний не устают твердить, что продажа ОСАГО для них убыточна, и новые правила для них мало, что изменят в этом плане. Все еще не понятно, из каких соображений они уже который год работают на рынке ОСАГО и уходить с него не собираются. Возможно, они что-то не договаривают, и заниматься этим самым массовым видом страхования все же выгодно.
По оценкам аналитиков, в прошлом году страховые компании, занимающиеся автострахованием, выплатили в Петербурге 4,8 млрд рублей, а собрали – 8,3 млрд рублей. В первом квартале 2014 года автостраховщики выплатили 1,5 млрд рублей, собрали – 1,8 млрд рублей. "Однако это не свидетельствует о безубыточности рынка. У страховщиков есть множество иных обязательных выплат, поэтому говорить об особой прибыльности не стоит", - пояснила Ирина Лукашевич, президент "Союза Страховщиков Петербурга и Северо-Запада".
Главным новшеством принятых изменений стало увеличение выплат по ущербу автомобиля. Если раньше автовладелец мог получить максимум 120 тыс. рублей, то сейчас эта сумма выросла до 400 тыс. рублей. Кроме того, в качестве эксперимента для четырех регионов - Москвы, Московской области, Петербурга и Ленобласти - выплаты по Европротоколу, то есть оформлению аварии без вызова ГИБДД, будут ограничены только максимальным лимитом по ОСАГО, соответственно в 400 тыс. рублей. При этом неустойка за просрочку выплат по ОСАГО будет составлять 1% от суммы выплаты, взамен 0,11%, которые установлены сейчас.
Также будет изменен базовый тариф по ОСАГО. Центробанк установит его к 1 сентября 2014 года. Но регулятор уже говорил о том, что намерен повысить тариф на 18-24%. "Это все равно не облегчит жизнь страховщикам, если не наоборот. – говорит автоэксперт Виталий Новиков. – Если так повышается выплата, то рост тарифа, чтобы он был приемлем для страховой компании, должен составлять не менее 30%".
По его словам, рынок страхования ОСАГО сегодня убыточен. Но даже после принятия поправок в том виде, в котором их утвердила Госдума, ситуация не изменится.
При этом автоэксперт Михаил Чаплыгин, придерживается другой точки зрения. Для потребителя этот закон, конечно, очень хорош. "Мало, кто откажется от увеличения выплат. Для страховщиков – это тоже неплохо. Здесь, в первую очередь, важно насколько вырастет тариф. Я сомневаюсь, что ЦБ его поднимет только на 24%. Ранее назывались и другие цифры – 32%, 80%. В этом случае, страховым компаниям не стоит жаловаться", - сказал Чаплыгин.
Он также отметил, что не стоит безоговорочно верить словам страховых компаний о том, что их бизнес так убыточен. "Если бы он приносил только убытки, им бы никто не занимался. Вероятно, страховщики просто хотят иметь больше с продажи одного полиса, но, в целом, рынок, безусловно, прибыльный", - добавил специалист.
В свою очередь, Ирина Лукашевич, считает, что закон, в целом, неплохо проработан. Одним из его главных плюсов является возможность корректировки тарифов. "Закон давно назрел, предыдущему документу уже 11 лет, он безнадежно устарел. Принятые поправки – это только первый шаг на пути улучшения ситуации на рынке ОСАГО. Думаю, в будущем тарифы будут повышаться, но делать это сразу не стоит, потому что может появится социальная напряженность", - считает эксперт.
Установленный Центробанком тариф в 24% сможет покрыть для страховщиков убытки прошлых лет, но не сделает бизнес прибыльным. "Еще одним недостатком стало повышение предельного износа автомобиля. 80% - это перебор", - пояснила Лукашевич.
Однако игроки рынка говорят о нововведениях довольно нейтрально. "Безусловно, благодаря внесенным изменениям в закон об ОСАГО существенно повысится защищенность потерпевших. Хочу отметить, что введение обязательного обращения потерпевшего-владельца поврежденного автомобиля в свою страховую компанию (безальтернативное ПВУ) также положительно. Это повысит внимательность страховщика, который в этом случае будет обслуживать клиента как на этапе продажи полиса ОСАГО, так и при урегулировании", - рассказал заместитель генерального директора "Либерти Страхование" Александр Потитов. С другой стороны нововведение простимулирует автовладельца более осознанно и ответственно подходить к выбору страховой компании.