По иску крупного петербургского перевозчика пассажиров ОАО "Третий парк" арбитражный суд признал, что Комитет по транспорту не может по своему усмотрению перераспределять городские автобусные маршруты — все они должны выставляться на конкурс. Таким образом, частные перевозчики вскоре могут получить шанс побороться за 136 высокорентабельных маршрутов ГУП "Пассажиравтотранс", ежегодный совокупный доход по которым около 4 млрд рублей.
ОАО "
Третий парк
" выиграло в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти иск у Смольного. 3 июня суд признал, что государственный перевозчик ГУП "Пассажиравтотранс" не может больше без конкурса получать от Комитета по транспорту социальные маршруты, которые входят в так называемую "обеспечивающую транспортную сеть". На предприятии это не комментируют, ссылаясь на то, что ответчик - не они. Ответчиком являются губернатор Петербурга и Законодательное собрание.
Как уже рассказывал dp.ru, до сих пор Комитет по транспорту на основании городского закона "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования" мог забрать у негосударственных перевозчиков любой социальный маршрут и передать его ГУП "Пассажиравтотранс", включив в обеспечивающую сеть. Четкого определения этого понятия в городских нормативных актах нет, не ясно, по каким критериям чиновники обределяют какой маршрут относится к обеспечивающей сети, а какой не относится. На практике "обеспечивающими" оказывались, как правило, высокодоходные маршруты, которым ежедневно пользуются несколько тысяч пассажиров.
Теперь же все маршруты должны выставляться на конкурс. Также победа "Третьего парка" означает, что Смольный больше не сможет отбирать маршруты у перевозчиков до завершения действия их контрактов и без проведения конкурса. В "Третьем парке" говорят, что праздновать победу рано. "Нам предстоит большая и серьезная работа. Мы готовы ее проводить, готовы вести переговоры с комитетом по транспорту. Все, чего мы добивались - чтобы все маршруты выставлялись на конкурс", - говорит замгендиректора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов.
Чиновники собираются оспорить решение первой инстанции, о такорм намерении dp.ru заяваили в Комитете по транспорту. Но шансов на победу у них мало. "Арбитражный суд абсолютно прав. Я не представляю как власти будут оспаривать принятое решение и как судьи могут принять иное решение. Еще в 2010 году, когда принимались поправки в закон о наземном транспорте, включающие понятие обеспечивающей сети, юридическое управление ЗАКСа указало в своем заключении, что эта норма противоречит федеральному антимонопольному законодательству", - говорит Василий Киселев, руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров.
Если оспорить решение суда не удастся, Смольному придется выставить на конкурс и все 136 маршрутов, обслуживаемых ГУП "Пассажиравтотранс", в том числе те маршруты, которые ранее были отобраны у частных извозчиков. Эта маршрутная сеть обеспечивает ГУПу ежегодный доход около 4 млрд рублей (без учета городских субсидий, которые достигают отметки 4 млрдл рублей в год). Напомним, осенью 2013 года "Третий парк" лишился пяти маршрутов, которые передали в ту самую "обеспечивающую" сеть "Пассажиравтотранса". Лишились своих маршрутов и другие частные перевозчики - "ПТК" и "Питеравто". Тем временем, комитет по транспорту уже принимает заявки на участие в новом конкурсе по перевозке пассажиров. Сейчас разыгрываются маршруты, которые обслуживают частные перевозчики.