Оператор сетей "Полушка" и "Лайм" в качестве эксперимента начал открывать собственные кафе. Другие ретейлеры для привлечения покупателей чаще приглашают сторонних рестораторов и за пределы магазинов выходить не решаются.
Холдинг "Продовольственная биржа", который управляет сетью универсамов "Полушка", супермаркетами "Лайм", начал осваивать новое направление — общественное питание. В планах компании к концу следующего года в Петербурге довести сеть кафе до 15–20 заведений под брендом "Вкусно и быстро" как рядом, так и вне супермаркетов "Лайм". Большинство ретейлеров приветствуют соседство своих магазинов и кафе, но самостоятельно выходить на рынок общепита не спешат.
Быстрая еда
Первое кафе площадью 43 м2 холдинг "Продовольственная биржа" открыл весной, рядом с супермаркетом "Лайм" на Левашовском шоссе. В ассортименте кафе готовые к употреблению выпечка и блюда, упакованные в контейнеры: супы, салаты, сэндвичи и прочее. "Для нашей компании это эксперимент, мы не хотим останавливаться только на розничной торговле, в то же время направление кулинарии хорошо нам знакомо и отработано", — говорит Александра Уварова, директор формата кафе–магазин.
Инвестиции в первое кафе составили до 5 млн рублей, в дальнейшем вложения будут зависеть от площади заведения. Так, холдинг рассматривает помещения в трех форматах: от 30 до 50 м2, от 60 до 80 м2 и от 100 до 120 м2, с расширенной зоной посадки. Следующие два открытия состоятся в ближайшее время на Среднем пр. В.О. и на Казанской ул. Сеть будет развиваться независимо от супермаркетов "Лайм" в формате как кафе, так и кафе–магазина (с ассортиментом товаров и продуктов повседневного спроса).
Эксперты не уверены в успехе такого эксперимента. "Формат кулинарии интересен в рамках супермаркета, а отдельно стоящие кафе уже конкурируют с общепитом, и в таком случае покупатели могут предпочесть готовым блюдам свежую еду, которую готовят для них здесь и сейчас", — отмечает Елена Федотова, директор департамента маркетинга сети блинных "Теремок". С ней соглашается Андрей Петраков, исполнительный директор компании "Ресткон": "Кафе при супермаркетах хороши для повышения лояльности покупателей, но не имеет смысла ставить больше 3–4 столиков, а также продвигать это направление под другой вывеской". Он уверен, что ретейлер должен заниматься тем, в чем он хорошо разбирается.
Кафе внутри и рядом
Чаще всего кафе открываются в непосредственной близости от входа в продовольственный магазин или же в формате shop–in–shop, непосредственно в торговом зале. Так, московская компания "Хлеб насущный" в прошлом году заключила партнерский договор с Х5 и открывает кафе "Наш хлеб" в супермаркетах "Перекресток". Рядом с супермакетом "Лэнд" уже долгое время успешно работает их собственный ресторан–траттория Ponte alla Cascata, также есть столики внутри отделов кулинарий супермаркетов "Лэнд".
Часть "Теремков" (8 из 70) в Петербурге работают рядом с магазинами "О’Кей". В арендной зоне большинства "Каруселей" Петербурга находятся кафе "Чайная ложка", а в "Карусели" на ул. Коллонтай — собственное кафе. А вот в универсамах и дискаунтерах предложение ограничено кулинарией. "Площадь магазинов не позволяет открыть кафе", — объясняют в "Дикси". В то же время признают, что продукция собственного производства — востребованная категория и важное конкурентное преимущество.
Любопытно, что в последнее время экспериментировать с питанием стали и непродовольственные розничные сети. Например, недавно "Улыбка радуги" запустила пилотный проект — магазин "Улыбка большая", в торговом зале которого располагается зона кафе с выпечкой собственного производства. В "Улыбке радуги" рассчитывают, что за счет расширения ассортимента средний чек розничной точки вырастет на 30%.
В рамках этой тенденции действует и ГК "Реал" (сеть "РеалЪ Свежие продукты"). "Мы также вскоре запустим формат магазина с расширенным ассортиментом свежих продуктов, пекарней, и, возможно, кафе или кофейню, это тренд, и мы не хотим отставать от других игроков", — говорит один из собственников Александр Мышинский.
“
В удачном месте окупить миниатюрное кафе–магазин в большом продуктовом магазине можно примерно за год. За год работы в таком формате в петербургских "Перекрестках" мы поняли, что главное — локация комплекса. Нам предлагают открываться во всех "Перекрестках", но мы уже научены горьким опытом: на окраине первые 1–2 месяца аншлаг, а потом покупатели "наедаются" и в кафе не идут. Также оказалось, что работать внутри магазина среди стеллажей невыгодно. Кафе–магазин "работает" рядом со входом. В целом формат хорош для выхода на рынок, он дает гарантированный покупательский поток.
Анна Выдра
региональный операционный директор "Наш хлеб Bakery group"