"Крыловский центр", исследовательское предприятие в области судостроения, намерено увеличить свой портфель заказов объемом в несколько миллиардов рублей засчет контрактов с нефтяными компаниями по освоению арктического шельфа. Эксперты оценивают общий потенциальный объем таких заказов до 2030 года в 4 трлн рублей. Но чтобы получить их часть, центру придется конкурировать с десятками проектировочных институтов.
Андре
й
Дутов
, возглавивший ФГУП "Крыловский государственный научный центр", пытается усилить позиции предприятия засчет договоренностей о сотрудничестве с нефтяными предприятиями. Несмотря на то, что Крыловский центр не входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК, принадлежит государству), предприятию удалось получить несколько контрактов. Впрочем, Андрей Дутов также является и председателем совета директоров ОСК, что дает возможно лоббировать интересы центра.
Потенциальный объем заказов в рамках освоения шельфа до 2030 года оценивается более чем в 4 трлн рублей, так что центру есть за что бороться. Правда, сейчас крупные госпрограммы по освоению шельфа отложены, и большинство работ находятся на нулевой стадии, на этапе договоренностей.
Первый такой крупный специализированный контракт Крыловского центра был заключен в прошлом году с немецкой компанией Nordic Yards Виталия Юсуфова, сумма сделки не разглашается. Крыловский центр и Nordic Yards договорились совместно разрабатывать проект, а затем и строить морскую технику для освоения шельфа.
Затем Крыловский центр заключил контракт с итальянской компанией Fincantieri о строительстве бурового судна. Крыловский центр спроектирует буровое судно для прохождения во льдах толщиной до 1,7 м. Объем инвестиций в проект в Крыловском центре не раскрывают, лишь поясняя, что одну половину работ выполнит российская сторона, а другую — итальянская. В таких же пропорциях распределятся затраты. По оценкам экспертов, стоимость проекта, как правило, составляет примерно 20% стоимости судна. Современное буровое судно может стоить $700–800 млн в зависимости от оснащения. То есть инвестиции Крыловского центра составят примерно $70–80 млн.
Очередной контракт Крыловский центр подписал недавно с ОАО "Газпром нефть". Сумма этой сделки также не разглашается. Центр и нефтяная компания совместно будут разрабатывать морскую технику для комплексного освоения шельфа. Работать она будет на лицензионных участках, которые принадлежат ОАО "Газпром нефть". Также"Газпром нефть" сможет использовать базу Крыловского центра для исследований и тренировок. Например, у Крыловского центра есть тренажерный комплекс для экипажей судов, и в нем экипажи судов могут потренироваться буксировке платформ и отгрузки нефти в замерзающем море.
Среди других ключевых партнеров по освоению шельфа Андрей Дутов называет "Роснефть", "Газфлот", "Лукойл", "Газпромдобыча шельф". Идут переговоры со многими другими компаниями, в том числе с Shell. Представители Shell (представитель в России - "Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Сервисиз РФ") заинтересовались работой центра в прошлом году. Возможно, в будущем Андрей Дутов подпишет договор с Shell. По оценкам экспертов, суммы договоров могут быть приблизительно такими же, как и в случае с Fincantieri, и это принесет компании договоры на общую сумму более $200 млн. Впрочем, сейчас речь идет скорее о намерениях.
"Все эти договоры находятся на нулевой стадии. Но важно отметить, что мы делаем ставку на нефтяников. Гражданское судостроение – более зыбкая отрасль", - сказал Андрей Дутов. По его прогнозам, к 2030 году доля российской военной продукции на мировом рынке должна увеличиться с нынешних 12% до 16%. Основные программы, которые описывают, как удастся добиться таких показателей - это долгосрочная программа кораблестроения и стратегия развития судостроительной промышленности до 2030 года. Про последнюю Андрей Дутов сказал, что программу ждут изменения и доработки.
Не исключено, что вскоре Андрей Дутов займет место Алексея Рахманова в Министерстве промышленности и торговли (Минпромторг), которого назначат на пост главы ОСК. Слухи об этом появились несколько месяцев назад. Алексей Рахманов сейчас является заместителем министра по промышленности, курирует судостроение, а также автопром, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. "Мне нравится работать в Крыловском центре", - прокомментировал Андрей Дутов эту информацию. Но слухи о его возможном назначении не были для него новостью.
Основу портфеля заказов Крыловского центра составляют контракты и договоры по гражданской и военной технике. Владелец 100% акций Крыловского центра, уставный капитал которого составляет около 4 млрд рублей, - Минпромторг, и министерство выступает основным заказчиком ФГУПа. Объем госзаказа Крыловского центра в 2013 году составил 1,9 млрд рублей, в 2012 году - 8,5 млрд рублей, в 2011 году - 5,4 млрд рублей. Чистая прибыль компании, по данным СПАРК, в 2012 году составила 481 млн рублей. ФГУП - это научно-исследовательская организация судостроительной отрасли. Центр участвует в разработке программ развития военного и торгового флотов, в проектировании и строительстве (в кооперации с заводами) кораблей, судов и морских сооружений, в их эксплуатации и утилизации, то есть, полный жизненный цикл.
Основной конкурент центра - многочисленные проектировочные компании, а также предприятия ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", которая включает в себя 80% всех судостроительных и судоремонтных предприятий страны. Корпорация на 100% принадлежит государству. Среди петербургских заводов, входящих в ОСК, можно назвать ОАО "33 судоремонтный завод", ОАО "Выборгский судостроительный завод", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Балтийский завод", ОАО "Пролетарский завод", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" и ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".