Железнодорожные грузоперевозки подорожают на 10% в 2015 году

Автор фото: Тихонов Михаил

В 2015 году тарифы на железнодорожные грузоперевозки вырастут на 10%. В таком случае стоимость перевозок для клиентов подорожает на 20%. Рост тарифов объясняют "тяжелыми временами" для РЖД. Это происходит вопреки обещаниям министерства повышать тарифы максимум на уровень инфляции.

Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с РЖД в течение двух недель разработать и утвердить план, который предусматривает индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году на уровне до 10%.
Это решение, вероятно, вызвано обращением руководства РЖД в начале июня к Путину. Тогда на президентской комиссии по ТЭК в Астрахани первый вице-президент РЖД Вадим Морозов предложил со второй половины 2014 хотя бы частично повысить тарифы на грузоперевозки. "То, что в этом году мы переживаем тяжелые времена — это ничего не сказать", — сказал тогда Морозов.
"Госкорпорациям всегда чего-то не хватает, поэтому и в данном случае никакой особой экономики в решении поднять тарифы нет", — выразил другую точку зрения генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.
Он также добавил, что скорее всего, это не окончательная цифра. "Есть лоббисты, которые будут настаивать на ее уменьшении, есть Минфин, который будет предлагать увеличение. 10% — явно не окончательный вариант. Однако сказать, вырастет ли еще больше эта цифра, или, напротив, станет меньше, пока нельзя", — пояснил эксперт.
Интересно, что решение противоречит ранее сделанным заявлениям. В 2013 году российские власти объявили о заморозке тарифов на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год. После объявления о заморозке тарифов президент РЖД Владимир Якунин заявил о том, что из-за отказа от индексации тарифов убыток РЖД в 2014 году составит более 60 млрд рублей, а недополученная выручка — более 93 млрд рублей. А в 2015-16 годах тарифы должны были быть проиндексированы на уровень инфляции. Об этом говорил, в частности, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. "Мы не проводим индексацию тарифов на железнодорожные перевозки в январе 2014 года, а проводим ее в январе 2015 года по уровню инфляции 2014 года, что в наших сегодняшних проектировках означает 4,6%", — сказал министр в сентябре 2013 года.  По его словам, план повышения тарифов по уровню инфляции был одобрен президентом Владимиром Путиным.
Участники рынка также не обрадовались очередному подорожанию на рынке. "Безусловно, отношение к очередному повышению тарифов негативное. Пора уже уменьшать их, а не наоборот", — заявил начальник департамента по работе с клиентами группы компаний "Транс-бизнес" Николай Цыбуленко.
По его словам, повышение затронет не только работу компаний, но отразится и на стоимости для клиентов. При этом, если тариф повышается на 10%, то стоимость перевозки для клиента станет дороже примерно вдвое, то есть на 20%.
В свою очередь, заместитель генерального директора ООО "Модуль" Льва Маркова заявил, что увеличение тарифа неизбежно приведет к дополнительному оттоку перевозчиков с рынка. "Если ранее была конкуренция между автоперевозками и ж/д перевозками, то после увеличения тарифов большая часть контейнерных грузов уйдет с железной дороги", — считает Марков. Он также добавил, что уже сейчас стоимость перевозки грузов по ж/д путям и на автомобиле из Петербурга до Байкала сопоставима. "РЖД сами заявляют об уменьшении грузовых перевозок. Здесь можно в качестве примера взять направление Петербург-Москва. Уже сегодня по железной дороге в столицу перевозится максимум 5% импортного груза, остальное возится автомобилями", — пояснил эксперт.
Совсем недавно – в апреле 2014 года — вступил в силу приказ Минтранса РФ, который поменял порядок расчета платы за перевозку грузов по нескольким направлениям. Тогда, несмотря на то, что расценки РЖД остались прежними, увеличились расчетные расстояния. В результате рост цен на грузоперевозки по железной дороге по разным позициям составил 20–130%.
Железнодорожная сеть России имеет протяженность более 85 тыс. км и является третьей по величине в мире. За январь-июнь 2014 года грузоперевозки РЖД упали на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За полгода компания перевезла 599,5 млн тонн грузов. Наибольшее падение погрузки пришлось на строительные грузы (-15,2%), импортные грузы (-16,4%), а также на цемент (-6,2%). Тарифный грузооборот, наоборот, за январь-июнь вырос на 5,6% за счет увеличения средней дальности перевозок на 7%.
Объем железнодорожных перевозок в России в 2013 году составил 1 236,9 млн тонн, а грузооборот упал на 1,1% по сравнению с предыдущим годом.