О футбольных махинациях.
В пятницу начинается чемпионат России по футболу, а ровно за неделю до открытия разразился очередной футбольный скандал. Стали известны финансовые махинации в клубе "Ростов", довольно типичные для российского футбола. Президент Российского футбольного союза Николай Толстых направил обращение в ГУЭБ и ПК МВД РФ с просьбой провести проверку финансирования "Ростова" "на предмет наличия в действиях его руководителей, а также финансирующих клуб организаций признаков преступления в сфере экономической деятельности". В итоге межрайонная ИФНС № 23 вынесла решение о доначислении клубу НДС и НДФЛ в сумме 81 млн рублей.
Игра в казаков–разбойников продолжается. С одной стороны, президент РФС Николай Толстых (у него роль "милиционера" и "бюрократа"), с другой — руководители ведущих клубов (в роли "торгашей" и "разбойников") и примкнувшие к ним президент РФПЛ Сергей Прядкин и Валерий Газзаев. Последнего заговорщика некоторые агенты уже называют будущим президентом РФС, ведь нынешний президент объявил крестовый поход против футбольных агентов, так что их нелюбовь к Толстых взаимна. Вот только личность Валерия Газзаева тоже вызывает вопросы. Он, конечно, человек куда более гибкий, чем Толстых, но давайте посмотрим на его работу последних лет. Глава оргкомитета объединенного чемпионата России и Украины? Чемпионат дообъединялся до того, что УЕФА принудительно разводит теперь российские и украинские клубы в еврокубках, чтобы они не могли встретиться в турнирной сетке. Президент футбольного клуба "Алания"? В феврале 2014 года "Алания" снялась с чемпионата, а футбольный клуб прекратил существование в качестве юридического лица из–за миллиардного долга. При этом в клубе "Алания" были замечены весьма подозрительные трансферы игроков (Счетная палата выявила многомиллионные сделки по трансферам, которые могли иметь "притворный характер") — примерно по таким же схемам, что и в "Ростове".
Так как же жил клуб "Ростов"? Опыт этого футбольного клуба отнюдь не уникален, такие же финансовые операции проводят и во многих других российских клубах (не только в обанкротившейся "Алании"). Самая простая схема ухода от уплаты налогов: официально игроки "Ростова" получали от клуба зарплату в несколько десятков тысяч рублей в месяц, а от Фонда развития спорта в Ростовской области — материальную помощь в миллион. Этот фонд был создан специально под такую незамысловатую схему, 90% всех выплат приходилось на материальную поддержку футболистов, тренеров и сотрудников клуба. Сначала коммерческие предприятия, в том числе и с государственным участием (например, "Донэнергосбыт" — крупнейший поставщик электроэнергии на территории региона), делали благотворительные пожертвования в фонд.
Потом фонд выделял материальную помощь. Таким образом клуб избегал налоговых и страховых выплат. Вот и получалось, что зарплата нападающего Романа Адамова в клубе составляла 3,3 млн рублей в год, а материальная помощь от фонда — 17 млн. Вратарь Стипе Плетикоса в клубе получал 7,6 млн, а от фонда — 23,5 млн. Тренер Миодраг Божович в кассе расписывался за 4,8 млн рублей, а в конверте от фонда ему приносили еще 17,8 млн. Не бедствовал и спортивный директор "Ростова" Александр Шикунов, хотя его зарплата в клубе и составляла смешные 43 тыс. рублей в месяц, зато фонд щедро доплачивал ему больше миллиона в месяц (14 млн рублей в год).
Другая типичная ситуация — странные трансферы. Мы уже привыкли к малопонятным приобретениям, когда за иностранного футболиста заплачены неплохие деньги, но сам игрок 2–3 раза выходит на поле и потом исчезает из клуба в обратном направлении (часто в качестве свободного агента). Сколько странных трансферов, столько и подозрений. Подозрений не в непрофессионализме, а в откатах и распилах.
Странные дела происходили и в ростовском клубе. Контракт нападающего Флорана Синама–Понголя с клубом "Спортинг" закончился, и игрок перешел в "Ростов" бесплатно в качестве свободного агента. Однако футбольным агентам клуб перевел за эту операцию вознаграждение в размере 1 млн евро.
Или курьезная продажа чешского защитника Романа Губника в берлинскую "Герту". Немецкий клуб заплатил за игрока 900 тыс. евро, из которых клуб "Ростов" перевел 890 тыс. евро агентской конторе, которая провела "комплекс юридических и иных действий" по переходу Губника в "Герту". Когда такое читаешь, кажется, что нелюбовь Николая Толстых к агентам все–таки на чем–то основана. И регулярно подпитывается.
Теперь перейдем к непрофессионализму. Потому что даже 10 тыс. евро в этой сделке "Ростову" заработать не удалось. Как установила инспекция налоговой службы, "Ростов" не включил в размер вознаграждения агентству НДС на сумму 6 млн рублей. Так, ростовский клуб продал своего защитника и заплатил за эту операцию 5,6 млн рублей.
Такой вот футбольный бизнес.