"Яблоко" присоединилось к кампании по призыву к петербуржцам портить бюллетени на предстоящих выборах губернатора. Она уже вызвала острую реакцию единороссов, и теперь она, видимо, усилится и может привести к попыткам "зачистить" Госдуму от оппозиционных депутатов.
Бюро петербургского отделения партии "Яблоко" накануне приняло решение о рекомендации своим сторонникам прийти на выборы губернатора 14 сентября и сделать бюллетени недействительными путем проставления отметок за всех кандидатов. "Все остальные способы не повлияют на результаты выборов", — заявил член бюро, депутат ЗакСа Борис Вишневский.
Ранее с призывом портить бюллетени выступили лидер "Справедливой России" в Петербурге, депутат Госдумы Оксана Дмитриева и депутат ЗакСа, представитель "Гражданской платформы" Максим Резник. "Это абсолютно законно", — говорит Дмитриева. Так, по ее словам, горожане могут выразить протест против нечестных выборов, на которых она не смогла зарегистрироваться кандидатом. "Мы обращаемся к людям с высоким уровнем собственного достоинства", — добавляет Резник.
Цель — снизить уровень легитимности Георгия Полтавченко, в победе которого оппозиционеры, впрочем, не сомневаются, но в идеале хотят добиться таким образом второго тура — самого пугающего власть, по их мнению, варианта. Агитировать будут, как сказала Дмитриева, "любыми способами без привлечения денежных средств". Это могут быть, например, депутатские встречи с избирателями или агитация через интернет. Чисто теоретически сторонников "Яблока" и "Справедливой России" в Петербурге, как показали последние выборы в ЗакС, около 35% избирателей, но, конечно, реально придут на участки портить бюллетени гораздо меньше.
Демократическая оппозиция тем самым продолжает испытывать на прочность нервы единороссов. Заявление о призыве к порче бюллетеней на прошлой неделе вызвало бурю негодования в стане партии власти: единороссы организовали серию комментариев от партийцев с критикой в адрес Оксаны Дмитриевой, где ее называли "подлым предателем своего народа", предлагающей "незаконные и антиконституционные" действия, фактически "призывы к беспорядкам". Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров заявил, что призывы Дмитриевой "хуже призыва к майдану, хуже чем призывы к неповиновению". А председатель комитета по законодательству ЗакСа Виталий Милонов направил обращения в Генпрокуратуру на предмет поиска экстремизма в ее словах, и спикеру Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой рассмотреть вопрос о лишении Дмитриевой мандата. Даже председатель Центризбиркома Владимир Чуров счел нужным выступить на заседании ЦИКа и заявить, что "призывы портить или уносить избирательные бюллетени" он рассматривает "как мелкое политическое хулиганство, недостойное как опытных, так и молодых политиков".
Интересно, что ни Максим Резник, ни "яблочники", присоединившиеся к кампании, такой реакции не удостоились и, видимо, не удостоятся. Виталий Милонов сказал, что Резника, например, единороссы считают своим "самым "чистым" идеологическим оппонентом". А вот Дмитриева — это "диверсант" и подстрекатель, отстаивающий интересы олигархов. "Кто-то заплатил за это хорошие деньги, это те олигархи, которые хотел бы более мягкой позиции России по отношению к Западу, — возмущается депутат. — Это атака пятой колонны на Георгия Полтавченко, а страна сейчас должна консолидироваться, какая может быть оппозиция? В условиях военного времени мы не имеем права проводить плебисциты среди солдат в окопах". Он убежден, что призыв к порче бюллетеней действительно может быть расценен как экстремизм и нарушение констутиционных прав граждан избирать и быть избранными.
Пока ответа из прокуратуры нет, комитет по этике Госдумы соберется не раньше осени. Но в принципе желание каким-то образом "зачистить" парламент видно уже давно: лишен мандата Геннадий Гудков, едва выскочил из-под удара лекциями в Сколково Илья Пономарев, лишены депутатской неприкосновенности по разным основаниям Николай Паршин, Алексей Митрофанов, Владимир Бессонов, а на днях четверым парламентариям-справороссам — Олегу Михееву, Владимиру Парахину, Александру Четверикову и тому же Пономареву — запретили выезд за рубеж из-за крупных долгов.
У Оксаны Дмитриевой бизнеса, как у Гудкова, не обнаруживали, и лишить ее мандата будет довольно сложно. Для Вячеслава Макарова, понятно, ничего хуже неповиновения представить нельзя, но для полноценного уголовного дела аргумента ad maidanum может оказаться недостаточно. Если не внести, конечно, поправки в УК, но и они не должны иметь обратной силы. Тем более пока никак не реагировали федеральные органы — как "Единой России", так и думские, да и после выборов возмущение наверняка уляжется. Но как минимум на следующих выборах в Госдуму в 2016 году у Дмитриевой вполне могут возникнуть проблемы с регистрацией, или с кампанией, или с подсчетом голосов.