На портале раскрытия информации можно обсудить текст законопроекта о введении в регионах налога с продаж. Предлагаемый Минэкономразвития законопроект конкретизирует давно обсуждавшиеся планы властей. Ранее доступно было только уведомление о разработке. По предварительной оценке городского комитета по финансам, он сулит казне Петербурга не менее 10 млрд дополнительных доходов.
Среди новшеств, не обсуждавшихся до этого в публичном поле, — предложение ввести налог с продаж с 2016 года для ИП и фирм, которые платят единый сельскохозяйственный налог, либо используют упрощенную систему налогообложения, либо единый налог на вмененный доход. Отсрочка также коснется индивидуальных предпринимателей на патенте. Для остальных же, согласно проекту, вводить новый налог регионы смогут, начиная с 2015 года.
Ставку налога, как и планировалось ранее, будут утверждать в регионах. Однако проект федерального закона устанавливает максимальную планку в 3%. Дифференцировать ставку в зависимости от видов товара, налогоплательщика или покупателя проект запрещает. Налог будет взиматься, исходя из стоимости реализованных товаров, в которую будут включать цену или тарифы с учетом НДС и акцизов для подакцизных товаров.
Городскому бюджету новый налог дополнительно даст как минимум 10 млрд рублей, озвучивают предварительную оценку в комитете по финансам. Расчеты проводились, исходя из максимально возможной ставки. Вопрос ее снижения пока не обсуждался. Почти такую же цифру, со скидкой на сложности администрирования, приводит член бюджетно-финансового комитета и комиссии по промышленности, экономике и собственности петербургского парламента Ирина Иванова. По имеющимся у нее данным, розничный товарооборот в Петербурге составляет 900 млрд в год, общественного питания — 60 млрд, платных услуг — 100-120 млрд.
"Даже если мы поставим 1%, десяточку-то мы наберем, но какой урон это нанесет экономике, еще нужно считать", — сетует Ирина Иванова. В первую очередь, по оценкам депутата, пострадает малый бизнес, который, кроме дополнительного финансового бремени, вновь получит бухгалтерское. "Взять, допустим, патентную систему налогообложения, которая работает по принципу "заплатил и забыл", как им теперь быть? Снова вести отчетность?", — комментирует Иванова.
Новый налог, по ее прогнозам, спровоцирует виток инфляции: цены взлетят именно на эти 3% или больше. Кроме того, она напоминает, что в свое время налог с продаж отменили из-за плохой собираемости — не больше 40%. На этот раз такая проблема, по ее словам, настолько острой не будет, поскольку 85% торгового товарооборота в регионе осуществляют торговые сети, которые куда проще контролировать. На уровне ЗакСа вопрос в категориях ставок пока не обсуждался. Однако, если говорить о дифференцировании, то идеальным вариантом, по мнению члена БФК, была бы ставка не превышающая 1%, а то и 0,5%.
Законопроект содержит множество исключений. Налог не коснется реализации ряда социально значимых товаров и услуг. К ним, например, относятся хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и производимые из него продукты, растительное масло, маргарин, мука, яйца птицы, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания по перечню, определяемому субъектом РФ.
Налог также не будет распространяться на детскую одежду и обувь, перечень которых также каждому регионы предстоит определить самостоятельно, лекарства, протезно-ортопедические изделия, услуги отдыха в санаториях и местах отдыха и оздоровления детей, услуги ЖКХ, сдача внаем жилья для населения, а также предоставление мест в общежитиях. Здания, сооружения, земельные участки и другие объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, а также ценные бумаги при реализации налог тоже не затронет. Не подлежит налогообложению реализация учебников и научных трудов, печатных изданий (кроме рекламных и эротических).
Освободят от налога образовательные и культурные учреждения, заповедники, ботанические сады и зоопарки, услуги по уходу за больными инвалидами и престарелыми, перевозку пассажиров (кроме такси), услуги кредитных организаций, страховщиков, НПФ, участников рынка ценных бумаг, услуги адвокатов и юридических организаций. Не затронет налог и госуслуги, за которые взимается пошлина, а также ритуальные услуги.
В случае одновременной реализации товаров или услуг, на которые налог может распространяться или нет, необходимо вести их раздельный учет.
Ранее эксперты отмечали, что текст законопроекта чуть менее, чем полностью повторяет порядок, действовавший в России до 2004 года. Тогда налог отменили, в том числе из-за низкой собираемости. В этот раз государство настроено получить примерно 200 млрд рублей дополнительных доходов. Об этом сегодня в очередной раз заявил представитель Минфина. Их необходимость объясняется нехваткой средств в региональных бюджетах. В мае бюджетно-финансовый комитет петербургского парламента согласился с поправкой губернатора в бюджет 2014 года, которая увеличивала рекордный дефицит городской казны еще почти на 7 млрд рублей — до 62,8 млрд.