Один из крупнейших петербургских автодилеров ГК "Олимп" приняла решение объединиться с московской группой "Автодом". Сделка закроется примерно через два месяца. В прошлый раз "Олимп" распродавал активы перед масштабным обрушением рынка.
Дилер Mercedes, Maybach, Porsche, Hyundai ГК "Олимп" в ближайшие месяцы объединится с московским дилером BMW, Mini, Alpina, Aston Martin и Lamborghini ГК "Автодом". Пока Евгений Войтенков и Андрей Костин подписали только предварительные соглашения. Сделка будет оцениваться исходя из выручки "Олимпа" в 8 млрд рублей в год, а "Автодома" — в 16 млрд рублей.
"Мы пока только составили план дальнейшей работы. Никаких серьезных бумаг еще не подписывали. Предстоит еще много работы, думаю, что мы закроем сделку примерно через два месяца", — пояснил Евгений Войтенков. По его словам, информация о будущей сделке придана огласке только для того, чтобы развеять слухи о покупке ГК "Олимп" различными компаниями. "Об этом много писали и говорили. Все это было неверно. Вот мы и решили рассказать о своих реальных планах", — добавил бизнесмен.
Он также отметил, что ГК "Автодом" будет контролировать дилерские центры "Олимпа". "Они больше нас практически в два раза, соответственно, и активов у них будет больше", — сказал глава холдинга.
Многие помнят знаменитую сделку Евгения Войтенкова накануне кризиса в 2008 году. Тогда предприниматель продал большую часть активов своего автомобильного холдинга "Олимп" британскому автодилеру Inchcape plc. Евгений Войтенков со своими партнерами избавился от автоактивов буквально за пару месяцев до кризиса — на самом пике: в первом полугодии рост составил 47%, и это на фоне заметного падения на других крупнейших рынках вроде США, Японии, Германии. Практически сразу после продажи группой "Олимп" своих активов в 2008 году рынок автомобилей обрушился — уже к декабрю итоговая цифра роста рынка составила скромные 15%, а по итогам 2009 года случилась просто катастрофа: падение продаж достигло 49%.
Не очень гладко все на рынке и сейчас. Продажи автомобилей в Петербурге за первые семь месяцев 2014 года сократились на 5% и составили 108,5 тыс. машин. В июле произошло самое сильное падение продаж автомобилей за месяц в этом году — в городе было продано 14006 автомобилей. Это на 19% меньше, чем в июле прошлого года.
Аналитики сегодня не верят в возможность развития событий по сценарию 2008-2009 года. "Вряд ли следует ожидать чего-то похожего, — считает автоэксперт Виталий Новиков. – Безусловно, автомобильный бизнес ждет изменение структуры, к которому многие дилеры сегодня не готовы. В частности, сегодня явно видна тенденция к увеличению продаж подержанных автомобилей, а не новых. Кто не сможет перестроиться, тот уйдет с рынка".
По словам специалиста, сильной стороной "Олимпа" является мощная клиентская база в Петербурге, при этом дилеру не хватает площадей и системности в работе. "У "Автодома" ситуация ровно противоположная, так что сделка весьма логичная", — резюмировал Виталий Новиков.
В свою очередь, владелец Gregory's Cars Григорий Брудный подчеркнул, что раскрывать информацию о слиянии компаний до закрытия сделки в основном не принято. "На мой взгляд, Евгений Войтенков решил поделиться планами слияния с другой компанией по одной из следующих причин: первая – он добрый самаритянин-бизнесмен, который любезно сообщает общественности о своих планах. Вторая – перед слиянием с крупным партнером обычно оповещают о росте акций самой компании, поэтому акционерам надо их покупать. Возможно наличие кредиторов компании, которых слияние успокоит и продемонстрирует перспективы возврата денег", — сказал Григорий Брудный, добавив, что "любое слияние Евгения Войтенкова должно быть воспринято общественностью с воодушевлением".
В дилерском портфеле "Олимпа" сейчас три марки: Mercedes, Hyundai и Porsche. Надо отметить, что несмотря на общее падение рынка, именно эти три марки с начала года все же показывали рост. Правда, по итогам июля Hyundai все же начал сдавать позиции, показав небольшое, но снижение. Для марки Mercedes очень негативным фоном служит ограничение на покупку иностранных машин для чиновников и госкомпаний. В первую очередь политика государственной автоскромности ударит именно по "большой тройке" немецких производителей: Mercedes, Audi и BMW.