Брокерские компании после нескольких лет стагнации своего бизнеса получили возможность совершить рывок в развитии: налоговые льготы, вступающие в силу в январе 2015 года, помогут привлечь население на фондовый рынок.
В ближайшие месяцы по инициативе финансового мегарегулятора, Банка России, начнется большая информационная кампания, посвященная информированию населения о налоговых льготах, которые будут предоставлены с января следующего года инвесторам на фондовом рынке. Многие руководители брокерских компаний и банков говорили в публичных выступлениях весной и летом этого года, что упомянутые льготы означают существенный прорыв в налоговом законодательстве, который, весьма вероятно, в течение 3–5 лет приведет к значительному росту числа участников фондового рынка.
В связи с этим газета "Деловой Петербург" провела круглый стол по теме "Финансовая грамотность будущих инвесторов на фондовом рынке". Участники встречи обсудили, что нужно сделать, чтобы информационная кампания по налоговым льготам стала максимально эффективной, и какие инвестиционные продукты следует предлагать новым инвесторам, чтобы они наиболее безопасно и при этом достаточно выгодно смогли воспользоваться налоговыми льготами.
Григорий Иванов, исполнительный директор ООО "АЛОР–СПб"
Можно только приветствовать введение налоговых льгот для участников фондового рынка. Информационная кампания поможет инвесторам значительно быстрее реализовать предоставляемые возможности. Без преувеличения, предстоит изменить мировоззрение тысяч и тысяч наших сограждан, если мы хотим увидеть значительный рост количества участников фондового рынка.
Налоговая инициатива государства сработает, если в массовом сознании будет преодолен страх перед инвестициями. Роль государства трудно переоценить в этом вопросе, но мы понимаем, что государство не сделает все за нас.
Никита Демидов, региональный управляющий ФГ БКС
Я считаю, что финансовая грамотность населения, которое экономически активно, располагает свободными средствами, находится на вполне приемлемом уровне. Скорее, инвестиционную культуру нужно менять. Но это уже отдельный сложный вопрос: такие пласты за полгода не сдвинуть.
Продукты должны быть простые, коробочные, похожие на депозит с фиксированной доходностью. Какое количество клиентов мы с этого получим? Понятно, что налоговые льготы — хороший повод для первого контакта с инвестором, это позволит привлечь его внимание. Но мне кажется, общее количество ИИС будет зависеть от активности Сбербанка и "ВТБ24", потому что эти структуры имеют огромную базу вкладчиков. Какое они примут решение, внедрять этот продукт активно в массы или не внедрять, от этого будут зависеть развитие инвестиционной культуры и продвижение инвестиционных счетов в массы.
Игорь Безруков, вице–президент ЗАО "ИК "Энергокапитал"
Начать данную информационную кампанию, безусловно, должен инициатор этого нововведения, то есть государство. На мой взгляд, самой эффективной станет массовая реклама на телевидении. Например, короткий и очень четкий видеоролик, изображающий типовую модель и в цифрах показывающий, какие преференции может получить инвестор от использования этого инвестиционного инструмента. Мы с аналитиками считали такую модель, и получилось, что, даже если на индивидуальный инвестиционный счет купить какие–то ценные бумаги, которые за 3 года вообще не вырастут в цене, чистая доходность за счет налоговой льготы получается в районе 4–4,3% годовых. На мой взгляд, неплохо. А затем данную рекламную информационную кампанию должны уже поддержать все заинтересованные профессиональные участники рынка ценных бумаг".
"По поводу того, какие инвестиционные продукты следует предлагать инвесторам в рамках ИИС, общей позиции компании пока нет. Лично я бы представил этот продукт в трех вариантах, максимально простых для восприятия частными инвесторами. Самое главное — сделать так, чтобы массовый покупатель этого продукта через 3 года (в подавляющем своем большинстве) получил положительный результат от инвестирования и, как следствие, получил позитивный опыт и проникся доверием к подобным инвестиционным инструментам. Соответственно, вариант № 1 — это портфель из 10 купонных облигаций разных эмитентов. Вариант № 2 — составить портфель из 50% облигаций и 50% высокодивидендных акций. Вариант № 3 — портфель из 10 высокодивидендных акций разных компаний–эмитентов, работающих в различных отраслях экономики РФ.
Григорий Пономарев, начальник отдела разработки и внедрения инвестиционных продуктов банка "ВТБ24"
Изменения в Налоговом кодексе, связанные с инвестсчетами, дают уникальную возможность заработать и брокерам, и клиентам в любом случае. Мне кажется, задача брокера — прежде всего привлечь инвестора, а затем решать более сложную задачу — постепенно менять риск–профиль клиента от неприятия рисков к более высокой степени риска, стимулировать его приобретать все более рисковые бумаги все больших объемов.
Алексей Астапов, заместитель председателя правления ОАО "УК "Арсагера"
Если говорить о ПИФах, пакет налоговых льгот касается только приобретения паев на срок свыше 3 лет. Конечно, это позитивная новость, но что касается индивидуальных инвестиционных счетов, то их управляющая компания может открывать только в рамках индивидуального доверительного управления, а это очень ограничивает возможности.
Люди часто плохо представляют в принципе смысл приобретения акций как таковых. Большинство участников рынка акций на сегодняшний день — это спекулянты, и их меньше 1% населения. С инвестиционными целями акции приобретают единицы. На наш взгляд, надо объяснять людям, почему выгодно владеть бизнесом в своей стране, и надо обеспечивать правильный инвестиционный климат. К сожалению, количество нарушений прав миноритарных акционеров, с которыми мы сталкиваемся, зашкаливает на сегодняшний день, а миноритарный акционер — это основной возможный статус для большинства населения.
Посмотрите на объем банковских депозитов физических лиц — 15 трлн. На 1 рубль розничного инвестора, который вложен в российский фондовый рынок, приходится 100 рублей банковских депозитов, в то время как в США на 1 доллар банковских депозитов имеется 2 доллара вложений в фондовый рынок.
Сергей Филяев, начальник клиентского отдела Северо–Западного филиала ОАО "Московская биржа"
Мне кажется, основная проблема на нашем рынке в том, что у инвесторов либо нет денег и они обременены кредитами, либо потеряли доверие к этому рынку, не видят никаких инвестиционных идей. Итоги 2012–2013 годов показывают, что 80% инвесторов остаются в минусе либо около нуля. На этом фоне интерес к рынку минимальный. Тем не менее, если посмотреть март, когда появилась волатильность на рынке, можно отметить, что количество счетов новых выросло на 24%. Как только появилась какая–то динамика, появился удачный момент для входа, инвесторы стали проявлять активность, открывать новые счета, приносить новые деньги. Я не говорю, что создание такой волатильности — это вариант для привлечения населения, но тем не менее, когда происходит какое–то движение на рынке, инвесторы все–таки проявляют интерес и становятся активными.
У нас есть свои планы по тому, как сделать здесь информирование населения. И одно из мероприятий мы планируем на конец сентября — некий такой День петербургского инвестора. Мы формируем сейчас окончательную программу, то есть это будет мероприятие именно Московской биржи. Оно будет построено в виде трех круглых столов по основным нашим рынкам. И население, все желающие, горожане, смогут прийти, послушать интересующие их вопросы. На текущий момент активных счетов физических лиц порядка 80 тыс. на бирже. Это со всех брокеров по всей России. До 2008 года это было немногим больше 100 тыс. Как мне кажется, если мы хотя бы вернем количество активных инвесторов, которые были до 2008 года, и перешагнем планку в 100 тыс. в 2015 году, это будет для нас большим успехом.
Инструмент, который должен быть в рамках инвестиционных счетов, должен обладать рядом свойств. Это простота, чтобы можно было легко объяснить, доступность, чтобы практически любой человек мог купить, чтобы не было порога входа от какой–то суммы, и надежность. Если инструменты будут обладать этими свойствами, они будут пользоваться популярностью у населения.
Андрей Гавриш, региональный управляющий, директор филиала ОАО "Брокерский дом "Открытие" в Петербурге
Я поддержу коллег с точки зрения простоты продуктов. Сотрудники не должны тратить огромное количество времени, чтобы объяснить клиенту, который принесет тебе, возможно, 400 тыс. рублей, как инвестировать в акции, в облигации. Мы можем обучить, но только массово. Поэтому продукт должен быть простым, понятным для клиента, с очень ограниченным риском, приближенным к облигациям. И занимать минимум времени сотрудника.
Олег Пунтусов, директор Северо–Западного филиала ООО "АТОН"
Государство сделало все, что оно должно было сделать, ждать от него чего–то, на мой взгляд, будет неправильно. И никаких программ, рекламных кампаний не надо. Мы не делаем ставку на какую–то рекламу, широкое освещение, повышение финансовой грамотности и прочее. Мы на это не закладываемся и не собираемся массово звать людей на фондовый рынок, не видим в этом никакого смысла, потому что люди не готовы, рынок не готов. Поэтому 2015 год, пожалуй, пройдет по–иному, но качественно ничего не поменяется. Будет вестись точечная работа. И будет происходить, наверное, какое–то накопление количества, которое рано или поздно должно перейти в качество, но не факт. Исходим из того, что быстро ничего не изменится.
Яков Марков, генеральный директор ИК "Доходъ"
Финансовый рынок, рынок акций должен прежде всего выполнять задачу привлечения денег в экономику, а наш рынок, замкнутый на "голубых фишках", эту задачу не выполняет. Поэтому, возможно, нужно более внимательно подходить к размещению акций новых компаний. Иначе, если большие деньги придут на наш фондовый рынок, он будет в тяжелейшем положении: резко вырастут цены на основные "голубые фишки", а потом, как обычно, после пузыря произойдет резкое падение. То есть ни к чему хорошему мы не приведем рынок в том виде, в котором он у нас сейчас существует.
Татьяна Долоцкая, руководитель службы клиентской поддержки "КИТ Финанс Брокер"
С моей точки зрения, государству следует привлечь к этой информационной кампании налоговую службу.
Как известно, самые большие проблемы у клиентов возникают именно с налоговыми органами. При этом я не знаю ни одного случая, когда ими был бы возвращен излишне удержанный НДФЛ.
Я предвижу, что будут сложности в организации документооборота брокера с налоговой инспекцией, ведь от нас потребуется подтверждение об открытии клиентом только одного инвестиционного счета. Кроме того, возникнет необходимость организации процедуры перехода клиента от одного брокера к другому. Все эти процессы достаточно трудоемки. Ошибки в них не исключены.
Стоит отметить, что в данной ситуации многое зависит от стратегии поведения налоговой инспекции. При лояльном отношении брокеры смогут стимулировать переход на инвестсчета. Если же сразу последуют штрафы, то вариант развития событий будет иным.
Михаил Петроченков, директор управления по обслуживанию на финансовых рынках Северо–Западного банка Сбербанка России
По моему мнению, физические лица не скоро распознают, что для них ИИС выгоден, какую бы рекламную кампанию для них ни проводили. Если вспомнить рекламные кампании народных IPO и массовый спрос на размещаемые бумаги, клиенты до сих пор находятся в данных бумагах и не знают, что с ними делать, ввиду отсутствия элементарной финансовой грамотности по рынку ценных бумаг. Пока мы не обучим клиентов работе на фондовом рынке, чтобы они были готовы к рискам, ни одна рекламная кампания не будет иметь действия. Если ИИС будут использоваться как социальная функция и на банки будут возложены обязательства, то обучить несколько миллионов клиентов без помощи государства и внешних регуляторов фондового рынка будет достаточно проблематично.
Кроме того, согласно закону предполагается два вычета. Первый — если есть официальная зарплата, второй — если человек официально не трудоустроен. Те клиенты, у которых зарплата более 400 тыс. рублей в год, могут получить 13%. Чтобы сократить расходы на обучение таких инвесторов и управление их счетами, я бы предложил для них пакет облигаций.
Что касается тех, кто не имеет официального дохода в 400 тыс., для них придется придумывать отдельные продукты, чтобы они согласились на 3 года заморозить средства. Там должен быть набор инструментов: и акции, и срочные контракты рынка ФОРТС. С учетом высокой волатильности рынка клиенты должны проводить с ними активные спекулятивные операции, чтобы получить доход.