Россия сокращает экспорт нефти, угля, а также импорт машин и оборудования из-за санкций Запада. Российские порты Балтийского бассейна могут компенсировать наметившийся спад грузооборота за счет поставок продовольствия из Южной Америки и Африки.
Сначала года российские порты Балтийского бассейна увеличили грузооборот почти на 6%, до 130 млн т грузов. Такие данные приводит Ассоциация морских портов РФ. Однако в ближайшие месяцы динамика грузооборота местных портов может стать отрицательной, прогнозируют участники рынка.
Большую часть грузооборота местных портов составляют нефть, нефтепродукты и уголь — на долю этих экспортных товаров приходится 75%. А в последнее время экспорт энергоресурсов сокращается. По итогам сентября участники рынка прогнозируют спад по углю, в частности из–за того, что в ответ на введенное Россией эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС некоторые европейские страны начали отказываться от российского угля. Например, Польша переходит на американское топливо. Темпы прироста грузооборота по углю замедлились очень сильно по сравнению с прошлым годом, особенно в порту Высоцк, который недавно провел дноуглубление и расширил географию поставок. В прошлом, 2013 году порт благодаря модернизации за 7 месяцев увеличил объемы перевалки угля на 82%, а за аналогичный период этого года — только на 11%. Замедлился, правда не так существенно, и экспорт угля через Усть–Лугу. Впрочем, эта тенденция характерна для всех портов России.
Аналогичная ситуация с нефтью. По данным Минэнерго, ее экспорт в целом в январе–июле сократился на 5%, но при этом перевалка сырья в портах упала сильнее — на 8%.
Нелегкий момент
Кроме энергоресурсов из–за обострения отношений между РФ и ЕС сократился импорт машин и оборудования — Россия законодательно запретила госструктурам закупать импортную технику.
Плюс к этому и общая экономическая ситуация складывается не в пользу импорта дорогостоящих товаров в связи с ослаблением курса рубля, снижением потребительской активности населения — это основные факторы, которые будут негативно влиять на динамику перевалки контейнерных грузов до конца текущего года. В частности, ввоз автокомпонентов для сборки автомобилей уже сократился примерно вдвое в сравнении с 2013 годом.
Товарная география
Компенсировать наметившийся спад грузооборота портовики смогут за счет увеличения импорта продовольствия из дальних стран, который должен будет заменить на прилавках российских магазинов недавно запрещенные мясо, овощи и фрукты, произведенные в Европе и США.
По словам Юрия Ковалева, заместителя гендиректора ООО "Восход", от эмбарго выиграют многие порты, не только Балтийского бассейна: товары, которые ввозились в страну по суше, теперь пойдут по морю. "Продовольствие из Южной Америки, Африки пойдет через порты Балтики, продукция из Китая, стран Юго–Восточной Азии — через Дальний Восток, а из Турции, Египта, Израиля — через Новороссийск", — объясняет Юрий Ковалев.
Учитывая, что время в пути занимает примерно 1,5–2 месяца, первые поставки из дальних стран можно ожидать в октябре. К тому моменту начнется сезонный рост спроса на заморские фрукты.
"До середины октября грузооборот по продовольственным товарам замедляется. Это связано с увеличением предложения овощей и фруктов на внутреннем рынке и ростом поставок из стран СНГ", — говорит Дмитрий Гимансон, заместитель гендиректора "Транслоджикс".
Откуда картошка?
Но, несмотря на рост импорта из дальних стран, в целом, по мнению эксперта, по итогам этого года можно ожидать снижения грузооборота в сравнении с предыдущим периодом. По оценкам опрошенных "ДП" экспертов, спад может составить 3–4%.
Гендиректор ЗАО "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс не верит в серьезное перераспределение потоков продовольственных товаров.
"Спад мы увидим уже в сентябре. Мало кто изучал импорт по странам происхождения. Например, из общего объема товаров, ввозимых из Роттердама, только 10% производится в Голландии, остальное — в других странах. "Немецкая" картошка выращивается в Египте. Так что вряд ли ситуация кардинально изменится", — полагает эксперт.
Проблемы могут возникнуть только с молочной продукцией: ее из Аргентины не привезешь, слишком маленький срок годности.