Офшор основателя ВЕФК Александра Гительсона перехватывает контроль над делом о банкротстве корпорации, чтобы побороться за возможность взыскать почти 500 млн рублей с коммерческого банка "Открытие" и Рускобанка.
На прошлой неделе 13–й арбитражный апелляционный суд удовлетворил ходатайство кипрского офшора BTI Communications Ltd о включении в реестр кредиторов ОАО "Восточно–Европейская финансовая корпорация" (ВЕФК) его требований в 717 млн рублей (550 млн основного долга и 167 млн процентов).
Основатель ВЕФК
Александр Гительсон
, который, по данным судебных актов, в 2008 году вывел на свои счета в швейцарских и австрийских банках более 5 млрд рублей, все это время скрывался за границей, а в 2013 году был арестован и экстрадирован в Россию по обвинениям в мошенничествах и присвоении денег вкладчиков. Сейчас он находится под стражей. Между тем его структуры продолжают борьбу за контроль над банкротством корпорации.
BTI Communications, являющееся 100%–ным акционером ОАО "ВЕФК" и связанное с Александром Гительсоном, сумело доказать наличие долга, возникшего в 2010 году по договору купли–продажи 100% долей в ООО "Александровские заводы". ВЕФК, покупая этот актив, обязалась заплатить офшору 550 млн рублей, но не заплатила. Эксперты в сфере банкротств говорят, что сделка с долями "дочек" — самый простой и быстрый способ создать искусственную подконтрольную задолженность в фирме, готовящейся к банкротству.
По сусекам
ОАО "ВЕФК" — когда–то головная структура бизнес–империи Гительсона — является одной из немногих компаний, не попавших в поле зрения АСВ, так как у самой корпорации не было никаких долгов перед входившими в нее банками: ВЕФК, "ВЕФК–Урал", Выборг–банк, Инкасбанк, Рускобанк и Петро–Аэро–банк. Напомним, в 2009 году АСВ подвергло санации банк ВЕФК, который затем был поглощен банком "Открытие", который с тех пор пытается вернуть "плохие" кредиты (выданные структурам корпорации ВЕФК) на общую сумму более 40 млрд рублей.
Серьезных активов у корпорации ВЕФК не осталось (купленные Александровские заводы сами банкротятся, имущество уже распродано). Но зато конкурсный управляющий пытается взыскать с банка "Открытие" 383 млн рублей — деньги, перечисленные корпорацией своему банку незадолго до его санации. Аналогичный иск подан к Рускобанку. Если BTI перехватит контроль над банкротством, оно сможет побороться за эти средства.
Продали должок
Единственным крупным долгом ОАО "ВЕФК" было поручительство перед правительством Ленобласти за входивший в нее и обанкротившийся в 2008 году Инкасбанк, в котором тогда сгорели 1,8 млрд бюджетных рублей. В уплату этого долга ВЕФК в 2009 году выдала чиновникам векселя на 400 млн рублей под залог своих 50%+1 акций Рускобанка.
Комитет финансов Ленинградской области в марте 2010 года взыскал долг по векселям с процентами (440 млн рублей) и уже через месяц продал исполнительный лист на них по номиналу ООО "К–Трейдер", связанному с московским банкиром Матвеем Уриным. Урин рассчитывал получить заложенные по этому долгу акции Рускобанка, но чиновники продали бумаги с торгов Алексею Семкину за 250 млн рублей. Тогда Урин перепродал право требования к ВЕФК московской ИК "Масштаб" Владимира Дрожжинова.
"Масштаб" в 2012 году взыскал с комитета 250 млн рублей, вырученные за акции банка, а оставшуюся непогашенной сумму 188 млн рублей предъявил ВЕФК, став его ключевым кредитором. В комитете не прокомментировали эту историю. ИК "Масштаб" банкротится, а "К–трейдер" ликвидирована.
“
Я не следил очень внимательно за ситуацией вокруг Восточно–Европейской финансовой корпорации после начала санации банка ВЕФК и прихода туда "Открытия". На тот момент ОАО "ВЕФК" была лакомым куском: на нее и ее "дочки" помимо промышленных активов были оформлены все эти помещения, в которых банк держал свои многочисленные обменники. За них и шла основная борьба. Но сейчас, похоже, на самой корпорации уже мало что осталось, и борьба идет за возможность взыскать с банка ВЕФК, то есть "Открытия", и Рускобанка, которые теперь принадлежат совсем другим людям, сотни миллионов рублей в дополнение к тем миллиардам, в выводе которых сегодня следственные органы обвиняют господина Гительсона. Лишние деньги в офшорной кубышке — они и узнику не помешают.
Николай Савин
экс зампредправления банка ВЕФК