Арест Владимира Евтушенкова вызвал панику среди предпринимателей и ухудшил инвестиционный климат в стране. Однако это уголовное дело может быть позитивным сигналом из Кремля: вести бизнес так, как это было принято в 90-е годы больше не позволят никому.
Под распродажу попали также акции "Башнефти" и МТС, контрольными пакетами в которых владеет АФК "Система". Эти бумаги подешевели на Московской бирже на 20,56 и 7,35% соответственно. "Башнефть" и МТС славятся щедрыми дивидендами: дивидендная доходность привилегированных акций нефтяной компании накануне закрытия реестра для выплаты в 2014 году превышала 13%, а сотовой — приближалась к 7%.
Неудивительно, что эти бумаги были в портфелях многих инвестиционных фондов и частных инвесторов, которые после вчерашних торгов подсчитывают огромные убытки. Теперь им остается жалеть о том, что не избавились от злополучных акций еще летом, когда в рамках расследования уголовного дела акции "Башнефти" были арестованы и резко упали в цене вместе с акциями АФК "Система".
Эксперты отмечают, что арест олигарха ухудшает и без того плохой инвестиционный климат в России, напоминая о деле ЮКОСа, которое привело основных владельцев нефтяного холдинга Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к длительным тюремным срокам, а компанию — к банкротству.
Любопытную оговорку сделал в день ареста Евтушенкова пресс–секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он заявил журналистам, что не согласен с председателем Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным, считающим, что преследование Евтушенкова вызывает аналогии с делом ЮКОСа. "Я категорически не согласен с господином Шохиным. Любые попытки окрасить эту историю в цвета политики не имеют права на существование", — заявил Песков (цитата по Интерфаксу), тем самым косвенно признав тщательно опровергаемый прежде факт, что дело ЮКОСа имело политическую подоплеку.
Но как иначе можно было расценивать многомиллиардные претензии к ЮКОСу со стороны налоговых органов? Ведь чтобы нанести такой урон бюджету, компания должна была недоплатить налогов на сумму, равную ее выручке за несколько лет.
Как считает Михаил Заводов, член совета директоров ОАО "Белгородстройдеталь" и частный инвестор, арест Евтушенкова показал, что отсутствие политических амбиций не делает владельца крупной компании неприкосновенным. "Ситуация с господином Евтушенковым выглядит, на первый взгляд, пугающей, — рассуждает он, — Евтушенков всегда был в тени событий, и компания вела весьма щедрую политику в дивидендах, поэтому многие инвесторы имели акции его компаний в своих портфелях".
Никита Демидов, региональный управляющий ФГ "БКС", также оценивает ситуацию в негативном ключе, особенно с учетом весьма хрупкой рыночной конъюнктуры на фоне ослабления рубля, международных санкций и геополитических рисков.
Основными активами ЮКОСа после серии сделок завладела подконтрольная государству "Роснефть". В проблемах "Системы" эксперты также видят заинтересованность "Роснефти", которая, по данным СМИ, проявляла интерес к приобретению "Башнефти". В самой "Роснефти" подобные обвинения отвергают.
"Эта история похожа на попытку отобрать у "Системы" бизнес, а именно "Башнефть", — полагает Всеволод Лобов, руководитель аналитической службы ИК "ДОХОДЪ". — Мы здесь видим структурный риск для всего российского рынка, связанный с качеством судов и защиты прав собственности. Это означает, что огромная недооценка российского фондового рынка будет сохраняться".
Трудно найти положительные стороны в том скандале, в каком очутились сейчас АФК «Система» и ее основной владелец Владимир Евтушенков. Большинство опрошенных «ДП» бизнесменов и аналитиков только горько усмехались в ответ на просьбу дать какой–нибудь жизнеутверждающий комментарий по этому поводу.
«Сомневаюсь, что арест Владимира Евтушенкова может принести бизнесу в целом какие–то плюсы, — разводит руками Александр Кашин, председатель совета директоров компании «Эго–Холдинг». — Если виноват, он, конечно, должен отвечать. Но выбран не очень подходящий момент для этого. Геополитическая ситуация нестабильная, нам хватает проблем извне. И ни к чему создавать дополнительные внутренние проблемы для наших финансовых рынков. Столько лет ждали, можно было бы еще немножко подождать, приостановить эту историю».
Однако нашлись и эксперты, готовые поспорить с такой точкой зрения. Один из них, пожелавший остаться неназванным, заявил корреспонденту «ДП», что момент для ареста Евтушенкова выбран очень даже удачно: на фоне потока плохих новостей о международных санкциях по отношению к России и ответных санкциях нашей страны новость об аресте отдельного собственника даже очень крупной компании может попросту затеряться. Российские фондовые индексы и так в последние месяцы выглядят заметно хуже иностранных. Это означает, что большинство инвесторов, наиболее скептично настроенных по отношению к России, уже избавились от ценных бумаг наших компаний. А те, кто остался, готовы терпеть удары и пострашнее ареста Евтушенкова.
«Коэффициент отношения прибыли к стоимости компаний (P / E), входящих в индекс ММВБ, составляет сейчас около 5,64, как у фондового рынка Ирана, — иллюстрирует эту мысль Всеволод Лобов, руководитель аналитической службы ИК «ДОХОДЪ». — В то же время аналогичный показатель для Индии — 15,8, для Бразилии — 15,11, для Китая — около 10, для США — 18,7».
По мнению Никиты Демидова, регионального управляющего ФГ «БКС», прямая аналогия между делами «Системы» и ЮКОСа неуместна, что подтверждается довольно сдержанной реакцией российского фондового рынка на этот арест по сравнению с падением в 2003 году, после ареста Михаила Ходорковского.
Еще одним позитивным моментом, отмеченным аналитиками, является отсутствие признаков инсайдерской торговли накануне объявления об аресте Евтушенкова. Прежде на российском рынке не раз отмечались случаи необъяснимого падения или роста котировок накануне важных новостей. Позавчера же акции «Системы» и ее «дочек» не выделялись ни динамикой, ни объемом торгов. Это означает, что информация об аресте не просочилась от следователей к крупным участникам рынка и что наш рынок с годами становится более цивилизованным.
Наконец, главным положительным итогом дела Евтушенкова может стать действительно беспристрастный приговор, который большинство бизнесменов сочтет справедливым.
Запрос на честное правосудие в обществе зреет давно, а одним из признаков честности служат одинаково строгие наказания за одинаковые экономические преступления рядовых менеджеров, олигархов и чиновников. Но, чтобы улучшить свой имидж, судебной системе одного справедливого приговора будет мало. Таких приговоров должны быть сотни, чтобы всем стало ясно, что давить на суд деньгами или авторитетом бесполезно