Уже к весне офисы закрывшихся турфирм займут представители других отраслей малого бизнеса, в основном торговли. В Петербурге освободится около 300 помещений площадью от 25 до 50 м2.
Турфирмы, которые смогут устоять на рынке, вскоре будут вынуждены искать помещения подешевле или снимать их в складчину. Освободившиеся места займут магазины и фирмы по оказанию различных услуг, которые всегда в поиске площадок.
Требования ниже
До сих пор классическое турагентство занимало помещение от 25 до 50 м2. Причем предпочтение отдавалось площадкам в торговых комплексах и первым этажам жилых домов поблизости от станций метро, рассказали в Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate. Аренда таких помещений обходилась им в сумму от 80 до 150 тыс. рублей в месяц. Теперь фирмы стремятся сократить расходы на аренду минимум втрое — их интересуют площади от 10 до 25 м2, привлекательными кажутся не самые рентабельные помещения во дворах или подвалах.
Кроме того, туркомпании готовы занимать кабинеты бизнес–центров классов В и С. Представитель Astera Ольга Аткачис отметила, что переезжать в более дешевые помещения офисы турагентств начали еще в первые месяцы 2014 г., но банкротства в туриндустрии эту тенденцию только усилят. Это подтверждают и сами участники рынка. К примеру, как рассказала владелица агентства "Дальние страны" Марина Киннунен, стремясь сократить издержки, она обсуждает с коллегами из турагентств возможность снять новый офис на троих.
Пусто не бывает
"Если к следующему лету ситуация в отрасли выровняется, то турагентства вновь начнут расти как грибы, если, конечно, законы в туротрасли не станут жестче", — уверяет Александр Орлов, владелец сетевого агентства "Горячие туры". В этом случае турфирмам придется побороться за помещения с другими представителями малого бизнеса.
Как отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге Михаил Рожко, помещения площадью до 50 м2 одни из самых ходовых на рынке, именно на такой метраж приходится до 40% всех запросов от малого бизнеса. Ашот Эфендиев, гендиректор ЗАО "Петрострой", владелец магазинов овощей и фруктов, говорит, что, если освободятся помещения более 51 м2, в которых можно торговать алкоголем, с рентабельностью такого магазина даже при максимальной ставке аренды, например 2,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, все будет в порядке. Если же площадь до 50 м2, то в ассортименте могут быть фрукты–овощи, предметы повседневного спроса.
"Хотя в связи с санкциями, — говорит Ашот Эфендиев, — уменьшились ассортимент и оборот маленьких магазинов на 15 – 20%". Его лично такие площади все равно интересуют: бизнес нужно развивать.
"Думаю, массового перехода в капитальные здания из ларьков не будет, — рассуждает директор сети торговых павильонов Юрий Рагулин, — на это просто не хватит места: в городе почти 7 тыс. земельных участков, занимаемых ларьками: столько помещений после турфирм не освободится".
Сам Юрий Рагулин рассматривает эти помещения как дополнение к основному бизнесу. В том, что высокое предложение приведет к снижению цен, предприниматель тоже сомневается: слишком велика конкуренция за коммерческие площади в городе, и на каждый метр претендуют сразу несколько компаний.