"Выходной Петербург". Все сигналы уже посланы

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Петербургские миллиардеры рассказали "ДП", какие эмоции у них вызвал арест одного из самых известных и богатых российских предпринимателей Владимира Евтушенкова.

ИГОРЬ ВОДОПЬЯНОВ, управляющий партнер компании "Теорема"

До решения суда арест любого человека, который не замешан в физическом насилии над другим человеком, мне кажется абсурдным. При этом наша правоохранительная система за последние годы настолько себя дискредитировала, что из ее действий невозможно сделать никакого вывода. Евтушенков может быть как виновен, так и абсолютно невиновен.
Обсуждается вопрос , что один человек продал другому человеку акции, и, по мнению правоохранительной системы, эта сделка была по заниженной цене. Мне не кажется, что это основание считать человека виновным. Они, продавец и покупатель, так договорились, это их право.
Для рынка сейчас это не будет таким сигналом, как арест Ходорковского. Рынку уже абсолютно все равно.
Та кие со бытия уже ни на что не действуют, уже все всё понимают. Это никого не удивляет и никаким образом не влияет ни на какой инвестиционный климат, тем более что он здесь отсутствует. Это просто еще раз подтверждает мое мнение, что любой человек, который занимается бизнесом в России, находится в зоне серьезнейшего риска.

ИГОРЬ БЕЛЯВСКИЙ, управляющий партнер "Глобал Пойнт"

Встретил эту новость с чувством сопереживания. Для меня она была неожиданной. Думаю, что влияние на инвестиционный климат будет негативным, хотя и ограниченным. Владимиру Петровичу сейчас сказал бы только одно: все будет хорошо.

АРКАДИЙ ТЕПЛИЦКИЙ, совладелец холдинга "Адамант"

Я не знаком с существом дела, поэтому детальную оценку давать не готов. Есть ли у этого ареста политический аспект? В сегодняшней ситуации у любого ареста в нашей стране, пропорционально его значимости, есть политический аспект. Мы живем в сложное политическое время, население страны максимально политизировано. И фискальные структуры, и обыватели, и бизнесмены — мы все политизированы, мы все находимся в ситуации серьезного политического противодействия со стороны всего остального мира.
В этой ситуации нужно больше усилий на воссоединение, на гражданское самосознание, на ощущение близости друг друга. Арест Евтушенкова для меня никаким сигналом не является. Для меня сигналом может являться то, что происходит — позитивное или негативное — с моей семьей, моими деловыми партнерами и моими друзьями. Ситуация с Евтушенковым меня никак не затрагивает. А судить по одному конкретному случаю об общей тенденции, кричать об Оруэлле, о 1984 годе мне не хочется. Мои друзья и партнеры продолжают работать, и никакая опасность им не угро жает. Поэтому я в хорошем состоянии духа и с надеждой смотрю в будущее. А то, что происходит холодная война с остальным миром при их наглом к нам отношении, — я считаю, что это их проблемы и что мы должны в этой ситуации максимально консолидироваться.
Конкретные аресты я не собираюсь рассматривать как личный выпад против меня или угрозу лично мне. У нас в стране, к сожалению, большая преступность и некоторое количество людей сажают в тюрьмы. А все остальное зависит от конкретики этого дела, которая мне неизвестна.

ГЕОРГИЙ СЕМЕНЕНКО, генеральный директор Кировского завода

По правде сказать, не удивился этой новости. Подоплеки дела я не знаю, но к аресту Евтушенкова отношусь негативно. Насколько мне известно, не он занимался приватизацией предприятий, о которых идет речь.
Он являлся только покупателем. Дорого, дешево — это по большому счету дело продавца и покупателя, если они частные лица. Для предпринимательской среды этот арест, конеч но, негативная информация. Котиров ки акций АФК "Система" и "Башнефти" говорят на эту тему лучше любых слов. Каким будет эффект для рынка в целом? В долгосрочной перспективе влияют не отдельные факты, каки ми бы значимыми они ни были, а тенденции. А они в последнее время скорее негативные, чем пози тивные. Происходящее с Евтушенковым — песчинка в море разных других факторов, которые влияют на рынок. Если бы одновременно с арестом Евтушенкова в стране пропала бы коррупция или суды бы стали честны ми, тогда, наверное, рынок не заме тил бы этого ареста. Но ведь этого нет. Этот арест — негативная новость на не очень хорошем фоне. В нашей стране за реальные правонарушения можно взять каждого второго. Негативным событием является не сам по себе арест Евтушенкова, а факты выборочного правосудия. Такие факты у нас имеют место.

ПАВЕЛ АНДРЕЕВ, глава компании "Л1"

Обескуражен этой новостью. Я лично знаком с Евтушенковым, поэтому очень удивлен. Лично для меня это — странная новость, но не думаю, что она окажет серьезное влияние на рынок. Является ли это сигналом? Думаю, что это сигнал только для одного конкретного человека, для самого Евтушенкова. Похоже ли это на ситуацию с Ходорковским? Нет. Не вижу связи.

ЕВГЕНИЙ ФИНКЕЛЬШТЕЙН, президент корпорации PMI

Новость была, мягко говоря, неожиданной. Информации пока слишком мало, чтобы оценивать. У нас склонны сразу любую ситуацию драматизировать, я бы не хотел этого делать. Евтушенков — это немножко другой человек, чем какой–нибудь политический заключенный. Как скажется на рынке, пока непонятно. Мы не видим пока развития истории. Конечно, в момент, когда происходит такой арест, начинается всеобщая истерия. Но Евтушенков — очень серьезная фигура в бизнес–среде. И я уверен, что власти будут проводить расследование очень взвешенно. Тем более что сейчас не та экономическая ситуация, чтобы делать какие–то резкие движения. Вместе с тем понятно, что у нас любой олигарх под угрозой. У нас все приватизировалось не со всем законно. Наши законы пишут не так, чтобы их выполняли, а так, чтобы их нарушали. В то, что здесь все просто: человек совершил правонарушение, его задержали — нет, в такое я, конечно, не верю. У нас просто так никто ничего не делает. За правонарушения, которые были очень давно, у нас просто так никто никого не задерживает. Конечно, это борьба кланов. Даже не сомневаюсь в этом.
Новость о его аресте была, конечно, довольно неожиданной. Но чтобы давать комментарий, надо знать суть дела, а я ее не знаю. Я нефтью никогда не занимался и никогда не пересекался с бизнесами АФК "Система". Как говорится, следствие пока жет. Думаю, что если к Евтушенкову примени ли такие меры, как арест, то, может быть, были какие–то основания. Трудно сказать. Если это хозяйственный спор, то это дело арбитражных органов. Если не хозяйственный — тогда судебных органов. Про влияние на рынок мне сложно сказать: у меня никогда не было рыночных активов на бирже.

ВИКТОР ГОРДЕЙЧУК, председатель совета директоров сети "Техносила"

Я не знаю всех деталей этой истории. Но так или иначе влияние этого ареста на инвестклимат, конечно, отрицательное. Реакция уже проявилась на рынке, эта реакция — негативная, и думаю, что это не на один день, у этой истории будут и новые последствия. Конечно, бизнесмен такого уровня не может быть арестован без санкции первого лица государства. Думаю, что первое лицо в курсе. Хотя, может быть, он не в курсе всех деталей. Может ли быть так, что дело только в реальных нарушениях, совершенных Евтушенковым, и что никакой другой подоплеки у этого ареста нет? У меня в этом большие сомнения. В целом ничего нового для меня в этом аресте нет. В нашей стране периодически происходят разные истории. Конечно, арест был неожиданным. Но вместе с тем мы знаем, что такого рода события у нас возможны.

МИХАИЛ ТЕВЕЛЕВ, совладелец Food Retail Group

Встречаться с Владимиром Евтушенковым мне не приходилось, поэтому не могу сказать, что я принял его арест близко к сердцу. Но радости от этого события, конечно, нет. Что касается реакции рынка, то думаю, что в ближайшее время ситуация прояснится и рынок отыграет потери обратно. Ничего хорошего в том, что рынок так лихорадит, нет, но все–таки потери будут отыграны, если, конечно, Евтушенкова выпустят.
Лично для меня в этом аресте нет никакого сигнала. Политику ведения своего бизнеса я из–за этого ареста менять, разумеется, не собираюсь. Мы с Владимиром Евтушенковым на разных планетах и в разных измерениях. Думаю, что первое лицо государства если и будут просить за Евтушенкова, то кулуарно. Прилюдно этого никто делать не будет. У всех еще в памяти история 2003 года с Ходорковским и то, чем эта история закончилась.
Не хотелось бы это комментировать. Никаких следственных действий пока еще не было, а разговоров вокруг уже много. Наверное, следственные органы знают, что делают. Виновен он или невиновен — это нужно доказывать. Конечно, это неожиданная новость: Евтушенков — бизнесмен серьезного масштаба, и таких событий давно не было. Надеюсь, что правоохранительные органы разберутся и все будет в порядке. Раз дело затеяли, значит, наверное, у них есть какая–то информация, которую надо проверить. Время покажет. Лично для меня это происшествие никаким сигналом не является. Влияние на рынок? Думаю, сейчас начнут поступать более положительные новости и ситуация на рынках исправится. Не думаю, что это в глобальном масштабе на что–то повлияет. Негативное влияние на компании самого Евтушенкова, конечно, будет. Но по рынку в целом — конечно, нет. Никак это не могло повлиять.

ВИТАЛИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ, предприниматель

Новость об аресте Владимира Евтушенкова — самая обсуждаемая тема на Лазурном Берегу. Уверен, что этот арест будет способствовать резкому увеличению количества россиян, живущих за пределами страны, в том числе и у нас тут (Виталий Архангельский с 2009 года живет в Ницце. — Ред.). Сама новость меня абсолютно не удивила. Было только непонятно, кто должен быть следующим. Глеб Фетисов был, теперь вот Евтушенков. Вопрос был только в том, как карта ляжет, кого из «джокеров» выкинут первым, а кого следующим. Если бы можно было сейчас передать привет Владимиру Евтушенкову, я бы ему сказал две вещи. Первая: когда я выбрал путь эмиграции 5 лет назад, я был прав. Я очень сожалею, что вы и многие другие не осознали этого раньше. Вторая: Владимир! Победа все равно будет за нами. Клептократический режим будет побежден.

АРКАДИЙ ПЕКАРЕВСКИЙ, владелец фабрики "Ацтек"

Свобода — это самая главная ценность человека. Поэтому, когда любого человека лишают свободы, я расстраиваюсь. Всех нюансов дела я не знаю, поэтому от суждений воздержусь. Что касается чувств, которые у меня эта новость вызвала, — это расстройство и грусть, хотя лично ко мне это отношения не имеет, с Владимиром Евтушенковым я не знаком. Как–то это все не вовремя. Только мы начинаем внутри страны объединяться — и тут происходят эти события, которые вызывают как минимум удивление. Была ли новость неожиданной? Сложно сказать. У нас ведь все может быть. С арестом Ходорковского я бы не сравнивал — истории, по–моему, очень разные. А насчет того, как это скажется на рынке, — знаете, многие вещи происходят не в соответствии с законами, а вопреки им. Нет однозначного понимания, что сейчас будет с рынком. А многие люди зарабатывают большие деньги именно в мутной воде, поэтому любая непонятка для многих привлекательна.

ДЕНИС ЛИТОВ, председатель совета директоров компании "Прагма"

Новость была неожиданной именно потому, что Евтушенков, предприниматель первой волны с огромным опытом, достаточно правильно вел бизнес, меньше других занимался сомнительными вещами. Думаю, он с кем–то не договорился. И не договорился именно потому, что он уважаемый бизнесмен первой волны, всегда был на хорошем счету и поэтому ошибочно полагал, что против него не могут быть применены жесткие меры воздействия. Теперь результатом его ареста, скорее всего, станет частичный передел его активов. А передал бы я Владимиру Петровичу только одно слово: держись.

МИХАИЛ БАЖЕНОВ, совладелец холдинга "Адамант"

Надеюсь, что будет справедливое расследование, по итогам которого будет вынесено справедливое решение. Я от этого вопроса далек, но надеюсь, что будет принято такое решение, которое удовлетворит и самого Владимира Евтушенкова, и людей, которые имеют к нему претензии. Лучше хороший мир, чем плохая война. Что касается существа этого дела, то домыслами мне заниматься не хочется, а фактов у меня нет. Факты есть у самого Евтушенкова и у Следственного комитета. Вот они и могут разбирать эту ситуацию. На российском рынке этот арест, разумеется, скажется. Этот арест, в моем понимании, ухудшает бизнес–климат. Это неприятный сигнал бизнес–сообществу. Надеюсь, что это недоразумение, которое, ко взаимному удовлетворению сторон, будет разрешено. Является ли это сигналом конкретно для нашей компании? Ну что вы, мы по сравнению с Евтушенковым такие маленькие, что нас даже в лупу не видно. Шучу.
Арест Евтушенкова конечно же был неожиданным. К чему это приведет? Уже привело: доллар будет еще дороже, инвестиционный климат от всего этого точно ничего не выиграет и общая ситуация будет только ухудшаться. Почему произошел этот арест? У нас всегда все непросто. Думаю, что, с одной стороны, правоохранительные органы, скорее всего, правы, и приватизация активов была проведена с нарушениями. С другой стороны, если бы не было никакого серьезного внутреннего конфликта между разными группами, то и ареста никакого не было бы. Является ли это каким–то сигналом лично для меня? По–моему, все сигналы уже розданы. Ничего нового я здесь не вижу.