Почерневшие полосы дорожной разметки на петербургских трассах так и не побелели. Как так вышло, может выяснить ФСБ, которая недавно изъяла документацию у заказчика. Игроки рынка уверены: некачественные материалы закупили, чтобы сэкономить.
Почерневшая разметка, о которой
dp.ru рассказал еще в мае, так и не стала белой. Хотя заказчик этих работ, СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Петербурга" (ГУ ДОДД), обещала тогда, что совсем скоро пойдут дожди, установится какая-то особо подходящая для разметки температура, и серые полосы побелеют. Впрочем, уже тогда эти обещания звучали несколько неправдоподобно.
Пару недель назад сотрудники
УФСБ по Петербургу и Ленобласти изъяли документы дирекции. Как в ведомстве сообщили dp.ru, бумаги изучают, и пока не готовы говорить о результатах проверки. Вероятно, оперативников заинтересовали именно контракты на разметку, которые, к слову, были заключены в последние дни 2013 года. Такая схема проведения конкурса — в последние дни декабря, когда и подрядчики, и въедливые журналисты уже начинают отмечать Новый год, — классическая.
В дирекции уверяли, что разметка почернела из-за того, что ее наносили в холодную погоду, начиная с 25 апреля, чтобы успеть к майским праздникам, а затем произошло резкое и такое неожиданное потепление. "Завод-изготовитель скорректировал рецептуру термопластика и повысил его пластичность, чтобы работы можно было проводить и при более низких температурах без ущерба для стойкости материала", — пояснял dp.ru директор ГУ "ДОДД" Валерий Мушта. Фактически в дирекции берут всю вину на себя.
К слову, часто петербургские дороги с обновленным асфальтом и вовсе остаются без разметки неделю или месяц. Как рассказывают проектировщики, они сразу закладывают в проект разметку. И затем подрядчик, который выигрывает конкурс на работы, сам привлекает субподрядчиков для нанесения разметки или для установки светофоров, например. Так что в таких случаях пенять нужно на компанию, которая занимается укладкой асфальта, а ГУ "ДОДД" только обновляет разметку.
Между тем, эксперты полагают, что чиновники могли осознанно и совместно с подрядчиками экономить на материалах в этом сезоне: использовать самые дешевые смеси и некачественные вещества, которые темнеют под воздействием солнца, или вовсе сначала нанести битум, а уже сверху — термопластик.
Еще одна версия, которой с dp.ru поделился заместитель начальника производства ЗАО "Спецхиммонтаж" Владимир Кудрявцев — заказчики сэкономили на финишном покрытии, микрошариках из светоотражающего стекла, которыми покрывают нанесенную разметку. "Спецхиммонтаж" — производитель таких шариков, предприятие расположено в Сосновом Бору. По правилам наносить такое покрытие обязательно, но проверить, сделали ли это, сложно, так что теоретически заказчики и подрядчики могут экономить на таких видах работ.
Почернеть случайно полосы точно не могли, уверены эксперты. Так, начальник участка ООО "ПроДвижение" (компания занимается нанесением разметки, в этом году выполнила около 10% городского госзаказа на эти работы) Денис Капустин рассказал dp.ru, что разметка их производства никогда не чернела за все время существования компании. При этом термопластик "ПроДвижение" закупает материалы у разных производителей, выбирая из десятка компаний.
Но в этом году большинство подрядов на нанесение разметки получила одна компания "Автолайн". При этом ее основной конкурент "Марклайн" постоянно направлял жалобы на конкурсы в петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС по Петербургу) и с трудом получил небольшое количество подрядов. Почерневшая разметка была нанесена именно "Автолайном", а материалы компания закупала у петербургского производителя "Кронос СПб". Интересно, что, по данным системы "Спарк", владелец "Автолайна" Владимир Калачев также является и первым заместителем гендиректора "Кронос СПб".
Остается неизвестным, откуда возьмут деньги на устранение дефектов на городской разметке. Конкурс на нынешние работы объявляли в 2013 году, цена лотов в 18 районах составляла более 300 млн рублей. И теперь, когда ясно, что разметка уже точно не побелеет, становится ясно, что деньги придется вновь искать в бюджете Петербурга.