Миноритарии "Леноблгаза" и "Гатчинагаза" ждут золотого дождя от "Газпрома": Центробанк обязал его выкупить у них акции по докризисной цене. По подсчетам "ДП", материнская компания заплатит около 260 млн рублей.
Служба
Центробанка
РФ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров обязала "Газпром" выкупить акции у миноритариев дочерних компаний — ОАО "Вологдаоблгаз", ОАО "Карелгаз", ОАО "Газпром газораспределение Псков", ОАО "Газпром газораспределение Ленобласть" и ОАО "Архангельскоблгаз". По словам представителей "Газпрома", исполнение предписания обернется "значительными расходами". По подсчетам "ДП", только акции "облгазов" Ленобласти обойдутся материнской компании в сумму около 260 млн рублей. Это произойдет, если газовый монополист не отобьется от требований ЦБ в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, который уже принял иск ОАО "Газпром" к регулятору рынка.
Битва слона с китом
История эпопеи с акциями "Газпрома" берет свое начало в конце 2000–х годов, когда правительство осознало, что контролирует чуть более 40% акций ОАО "Газпром". При этом значительный пакет акций с начала 1990–х оставался на балансах 72 газораспределительных компаний по всей стране, которыми по итогам приватизации владели трудовые коллективы, местные власти и РФ.
В нулевых годах акции также массово скупало ОАО "Роснефтегаз" (владеет 10,7% акций ОАО "Газпром"), оперативно подконтрольное "Роснефти", говорит аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: "Несколько лет шла аппаратная борьба за контроль над этими "облгазами" и через них — над всем "Газпромом", причем в какой–то момент, по сути, вопрос стоял об объединении "Газпрома" и "Роснефти" под управлением Игоря Сечина". Однако, говорит эксперт, Алексею Миллеру удалось победить в этой борьбе и в 2013 году "Газпром" за 26,5 млрд рублей выкупил у "Роснефтегаза" находившиеся у него акции 72 "облгазов". Аналитики тогда считали цену сильно завышенной: оценка акций для сделки проводилась еще до кризиса.
Тем не менее после закрытия сделки миноритарии "облгазов", которым по–прежнему принадлежат 13–20% акций в разных компаниях, ожидали, что их акции будут выкуплены по той же цене.
Обременительно
"Газпром" не спешил исполнять закон "Об акционерных обществах", который требовал выставить миноритариям обязательное предложение о скупке акций по той же привлекательной цене. Тогда одни акционеры пожаловались в ЦБ, который выдал "Газпрому" предписания выставить оферту, а другие подали в суд о понуждении к сделке.
"Мы поддерживали калужский, ростовский, тамбовский и нижегородский "облгазы", и наш иск был первым, — рассказывает зампредседателя правления УК "Арсагера" (специализируется на управлении миноритарными пакетами) Евгений Чистилин. — "Газпром" свою защиту построил на том, что он аффилирован с "Роснефтегазом" через государство, а значит, акции перешли в рамках одной группы лиц. Но мы пригласили в дело сам "Роснефтегаз", и он пришел и заявил, что они не только не родственные компании, но еще и конкуренты".
Хотя суд отказал миноритариям в иске, он указал на отсутствие аффилированности, и теперь ЦБ выигрывает все суды с "Газпромом" в других регионах. "Уверен, так же будет и в Ленобласти", — говорит Чистилин.
Почем акции для народа
В "Гатчинагазе" (23,5% проданы за 28 млн рублей) 13,2% принадлежат, по данным СПАРК, трудовому коллективу, а в "Леноблгазе" (ныне ОАО "Газпром газораспределение Ленобласть") 15,2% принадлежат ЗАО "Сигма газ" Бориса Брезгина и Дмитрия Логинова. Если это правда, то они могут выручить от продажи акций 253 млн рублей. Однако в этой компании уверяют, что никаких акций "Газпрома" на балансе у нее нет.
"Как правило, такие пакеты принадлежат бывшему топ–менеджменту, скупившему их у трудовых коллективов", — считает управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков.