Сейчас в России очень удачное время для промышленных инвестиций. Деньги есть. Нужно только подняться с дивана и начать работать.
Сейчас в России в целом и в Петербурге в частности очень удачное время для промышленных инвестиций. Правда, мы этим стали заниматься не из–за последних событий, связанных с санкциями и инициативами по импортозамещению, а гораздо раньше. Наш фонд создавался как сопутствующий для бизнес–инкубатора "Ингрия". Поэтому поначалу мы инвестировали в основном в IT–компании. Но 2 года назад мы подумали: Петербург — промышленный город, здесь всегда были сильны станкостроение, судостроение, оборонная отрасль, космическая промышленность. При этом венчурных инвестиций промышленникам не хватает.
Многие крупные предприятия ведут исследовательскую работу, но до реализации проектов у них просто руки не доходят, потому что они завалены заказами. Или у них уже готовы инженерные решения, но для их воплощения нужны большие вложения.
Теперь же, когда введены санкции, появились экономические барьеры для импорта оборудования, комплектующих, технологий, у больших игроков возникла жизненная необходимость подстраховаться, повысить локализацию хотя бы на доли процента. Они стали внимательнее смотреть на внутренний рынок.
Впрочем, есть предприятия, которые и до всяких санкций озаботились модернизацией производства, развитием новых технологий. Теперь они имеют серьезные конкурентные преимущества в условиях, когда страна нацелилась на импортозамещение. Например, компания "Диполь" создает и реализует высокотехнологичные проекты для радиоэлектронной промышленности. Буквально расцвели обновленные цеха "Ленполиграфмаша", который обеспечивает львиную долю уличного освещения Петербурга энергосберегающими лампами.
Мы в последние годы решили, что не будем ждать, когда промышленные предприятия предложат нам проект, а начали сами искать проекты для инвестирования, помогать их авторам сделать стартап. Один из примеров такого сотрудничества — проект "Умные станки" по разработке и внедрению высокоточного фрезерного станка для металлообработки, который мы реализовали с заводом "Авангард". Это была идея, которую мы профинансировали в декабре 2011 года. А уже весной 2014–го проект вышел на высокий уровень готовности, и мы продали свою долю в нем заводу. Теперь "Авангард" развивает его на своей территории.
Таких примеров, я думаю, будет все больше. Это оптимальная модель финансирования новых разработок. Конечно, деньги на фундаментальные научные исследования обязано выделять государство. Но финансирование практических, прикладных разработок — это дело бизнеса. Рынок сам должен определить, нужно ли ему это исследование. Если государство будет давать деньги на создание нового станка, автомобиля, то это будет работа в стол. Ведь это значит, что рынку такой продукт не нужен, раз он сам не выделяет на него средства. Государство сейчас делает все возможное для помощи промышленности. Есть деньги на рынке, все время возникают новые фонды, объекты инфраструктуры. Нужно только подняться с дивана и начать работать.