Запрет на импорт рыбы дал толчок проектам компании "Балтийский берег". Она намерена удвоить свою долю рынка (с 7% до 15%), потратив на развитие рыбоферм в Мурманске 15 млрд рублей до 2018 года.
Группа компаний "
Балтийский берег
" (ББ), крупнейший российский производитель и переработчик рыбы, до 2018 года инвестирует в собственное развитие 15,3 млрд рублей, из них почти 15 млрд — в производство на рыбофермах ОАО "Русский лосось" (РЛ) в Мурманске. В итоге компания рассчитывает довести объемы переработки к 2022 году с нынешних 34 тыс. т в год до 55 – 60 тыс. т. На фоне ограничительных санкций и связанного с ним роста цен на рыбу и рыбную продукцию (по отдельным наименованиям — до 300%) ББ может увеличить свою долю на рынке с 7 до 15%.
Сам себе поставщик
"Балтийский берег" производит более 450 наименований продукции и имеет две перерабатывающие площадки: в Петербурге и в Ломоносовском районе Ленобласти, а также фермы по выращиванию рыбы в Мурманске. В этом году началось строительство еще одного производственно–логистического комплекса в Ломоносовском районе. Проект создания ферм по выращиванию лосося в Мурманске стартовал в 2009 году. Сейчас компания производит 18 тыс. т лосося в год, к 2022 году планирует выйти на 23 тыс. т. Это соответствует почти четверти годового объема импорта красной рыбы в Россию — 100 тыс. т до введения санкций.
По словам гендиректора и основного владельца ББ Михаила Боброва, до запуска завода в Мурманске компания все сырье импортировала, так как доля отечественной семги на российском рынке не превышала 10%. Сейчас потребности ББ в сырье для производства соленой и копченой рыбы полностью удовлетворяют фермы в Мурманске. Благодаря росту производства на мурманских фермах выручка ББ в первом полугодии 2014 года увеличилась на 31% (до 1,73 млрд рублей) по сравнению с тем же периодом 2013–го. В целом выручка в 2013 году — около 8 млрд рублей.
Без западных денег
Конфликт на Украине изменил планы ББ. С одной стороны, ограничения по импорту рыбы, введенные в августе, повысили спрос на продукцию "Балтийского берега". С другой — компания потеряла возможность внешних финансовых заимствований.
Как сообщил гендиректор
Eastland Capital Павел Биленко, в марте ББ провел инвестиционную презентацию в Норвегии, по результатам которой планировал принять решение о выпуске евробондов.
"Презентация вызвала большой интерес у западных инвесторов, и если бы не ситуация вокруг аннексии Крыма, выпуск евробондов мог бы состояться к лету и был бы весьма успешным", — считает Павел Биленко.
Год назад Михаил Бобров рассказал "ДП" о планах по выходу на IPO. Теперь в компании говорят, что эти планы заморожены на неопределенный срок. В ББ отказались комментировать эту тему, а также влияние санкций на компанию, отметив лишь, что проблем с сырьем у нее нет и повышать цены на свою продукцию, пользуясь сложившейся на рынке ситуацией, она не собирается.
Вместо внешних заимствований ББ теперь рассчитывает на финансирование отечественных инвесторов. "Балтийский берег" будет также зарабатывать на девелопменте. У компании есть несколько участков, которые в разные годы она приобрела, чтобы использовать в качестве залогов по кредитам. Долгое время участки не были вовлечены в оборот. Сейчас ББ запустил несколько проектов строительства жилья. На ул. Фучика связанная с группой компания "Терминал" строит жилой комплекс на 180 тыс. м2, площадь участка — 6 га. В Шлиссельбурге на 30 га появится коттеджный поселок на 100 тыс. м2. В собственности у ББ также не действующий Лахтинский рыбоперерабатывающий комбинат. Компания до кризиса собиралась модернизировать его и возобновить производство. Теперь она отказалась от этих планов.
"Отрасль схлопнулась"
Ограничительные санкции отбросили рынок рыбопереработки на годы, если не на десятилетия назад, говорят его участники. "Отрасль просто схлопнулась, многие мелкие предприятия обанкротились. Рынок примерно на 75% состоит из компаний, ориентированных на локальных потребителей. Они потеряли поставщиков и, в отличие от крупных игроков, не смогли справиться с этим", — комментирует представитель рыбоперерабатывающей отрасли. По его словам, даже по компаниям–лидерам, таким как "Русское море", РОК–1, санкции ударили очень ощутимо. Некоторые переориентировались с переработки лосося, семги и форели на другие виды рыбы, на импорте которых санкции отразились в меньшей степени.
Основными поставщиками рыбы в Россию до ввода санкций были Норвегия, Канада, Чили, Китай, Шотландия, США. Сейчас из этого списка остались только Чили и Китай. По данным аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, за сентябрь импорт рыбы в Россию упал на 70%. При этом в лидеры поставщиков выбились Фарерские острова: в сентябре 2013 года они продали России 500 т рыбы, а в сентябре 2014–го — 2,5 тыс. т.
По подсчетам
Росстата
, с начала года рыбная продукция подорожала на 11%. Однако это "средняя температура по больнице". По отдельным наименованиям рост существенно выше.
Например, красная рыба с Фарерских островов, которая до санкций продавалась по 400 – 500 рублей за 1 кг, теперь стоит 1,2 тыс. рублей.
Без компенсации
Искусственно созданный дефицит дал толчок отечественным проектам рыбоводства, но эксперты сомневаются, что это позволит полностью удовлетворить потребности России в лососе. "Это сложный и высокорисковый бизнес: мальки очень чувствительны, они болеют, умирают. Канада уже лет десять назад заявила о планах выращивать 30 тыс. т лосося в год. Но до сих пор не смогла добиться этого", — говорит представитель отрасли.
Не удастся в ближайшее время компенсировать импорт и за счет отечественного вылова. Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин отмечает дефицит логистической и перерабатывающей инфраструктуры на Дальнем Востоке, где добывается 70% рыбы. Из–за этого большая часть выловленной рыбы идет на экспорт и возвращается в страну уже в виде готовой продукции. В итоге из всего рыбного ассортимента, продаваемого в России, на долю отечественных производителей приходится не больше 60%.
“
В долгосрочной перспективе санкции способствуют развитию рыбной отрасли в России, если государство будет стимулировать рыбопромышленников. Например, сейчас корма для аквакультуры в основном импортируются. Необходимо мотивировать рыбаков устанавливать на судах линии для переработки рыбных отходов на кормовую муку. Учитывая нынешний объем промысла, в России можно выпускать 250 – 300 тыс. т рыбной муки — это объем, позволяющий вырастить 1 млн т товарной рыбы, что сопоставимо с объемами производства в Норвегии.
Алексей Аронов
исполнительный директор Рыбной ассоциации России
“
Рыбопереработчики оказались в сложной ситуации: с одной стороны, запрет на импорт сырья, с другой — отсутствие российской альтернативы. Импорт значительно превышает объемы добычи и выращивания рыбы в России. У нас высокая себестоимость рыбы из–за серьезных издержек рыбодобычи: нет инфраструктуры, финансирования, новых судов и преференций для рыбодобывающих предприятий. Новые поставщики появились, но часть из них — транзитные компании с пропиской в Белоруссии. В итоге часть продукции исчезла с прилавков супермаркетов, а цены выросли как минимум на 30%.
Максим Трало
глава ГК "Карельский комбинат"