Самопровозглашенные "народные республики" Донецка и Луганска готовятся к выборам. Участники несут неожиданные потери, впрочем, главной целью, судя по всему, является закрепление статуса отдельных лидеров.
Выборы в Верховный совет самопровозглашенных ДНР и ЛНР намечены на 2 ноября, выбирать будут также и глав республик. В ДНР на пост главы претендует шесть человек, прием уведомлений закончен, но сдал подписи и получил удостоверение кандидата пока только действующий премьер-министр Александр Захарченко.
Что касается движений, принимающих участие в парламентских выборах, то ЦИК ДНР, которым руководит экс-политтехнолог Роман Лягин, пока зарегистрировал для участия движения "Донецкая республика" и "Народно-освободительное движение Донбасса". "Донецкая республика", списки которой возглавляют тот же самый Захарченко и его заместитель Андрей Пургин, пока кажется главным претендентом на победу. Документы остальных движений пока проверяются, в том числе у Коммунистической партии ДНР, лидером которой стал бывший деятель КПУ и действующий председатель Верховного совета Борис Литвинов.
Не прошли регистрацию движение "Оплот" (раньше это движение частично сотрудничало с официальной администрацией Донецкой области, охраняя в частности резиденцию бизнесмена Рината Ахметова, а руководил им как раз Александр Захарченко, сменивший в должности премьера Александа Бородая), а также движение "Новороссия" во главе с известным активистом, бывшим "народным губернатором" Павлом Губаревым — по словам Лягина, "Новороссия" не уведомила избирком о проведении учредительной конференции. Теперь движение собирается объединяться с другим — "Свободным Донбассом". А накануне на Губарева было совершено покушение — его машину обстреляли.
В главы ЛНР выдвинулся тем временем Игорь Плотницкий, действующий глава. Он же поведет на выборы движение "Мир Луганщине". О каких-то других участниках информации практически нет — известно, впрочем, что казаки собираются выдвинуть своего претендента, а одновременно с выборами пройдет еще один референдум о судьбе Луганской области.
Читайте также:
Хакеры взломали сайт ЦИК Украины за день до выборов
Сама по себе подготовка к выборам, конечно, вызывает вопросы. Даже точную дату назвали лишь накануне — до этого организаторы раздумывали, переносить их или нет. Непонятны и правила: руководители избиркомов то заявляют, что минимальный порог явки составит 50%, то опровергают и говорят, что порога не будет вообще. Организаторы говорят о том, что голосовать можно будет и по почте, и через интернет, участки организуют и в лагерях беженцев в России, в общем, на что это в итоге будет похоже, понять невозможно.
Российский МИД тем временем объявил о поддержке проведения выборов в республиках — в ответ на призыв Киева "отговорить" непризнанные республики от выборов. Правда, здесь возникло странное недопонимание, официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Лукашевич напомнил украинским коллегам о том, что в соответствии с минскими соглашениями должны пройти "досрочные местные выборы в соответствии с законом Украины о временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", и этот пункт "надо выполнять". Но речь-то идет не о выборах местных советов как украинских органов власти, а о выборах в парламенты ДНР и ЛНР.
Оценивать эти выборы всерьез сложно — движения создаются фактически "одним днем", процедуры отсутствуют, хотя, наверное, иного вряд ли стоило ожидать от выборов в условиях вооруженного конфликта. Получатся такие "народные выборы", мало чем отличающиеся по сути от "выборов народных губернаторов" на митингах. Весь процесс напоминает больше попытку одних лидеров формализовать свое положение, официально отстранив от власти конкурентов. В последние месяцы в непризнанных республиках произошла смена лидеров, герои первой стадии сопротивления Киеву оказались отодвинуты на второй план или даже были вынуждены покинуть страну, как Игорь Стрелков, выступивший, кстати, вообще против проведения выборов в условиях войны, или тот же Бородай. Новым назначенцам нужна легитимизация в первую очередь в своем кругу, и уже во вторую — в глазах Киева или тем более Москвы.