Сеть "Фруктовая лавка" открыла магазин на Невском пр. площадью около 100 м2. и планирует расширяться, добавляя в ассортимент молочную продукцию местного производства.
Сеть "
Фруктовая лавка
" открыла 11–й магазин, на этот раз на Невском пр., площадью около 100 м2. Несмотря на то что после запрета на импорт продуктов из Европы компании пришлось заметно менять ассортимент, поставщиков и логистику, владельцы рассчитывают расширять сеть. Сейчас у "Фруктовой лавки" работают также три кафе. "До нового года открытий не планируем, но потом однозначно будем расширяться", — сообщают в компании. Объем инвестиций в новый магазин компания не раскрывает, но, по оценке NAI Becar, стоимость аренды такого помещения может составить до 1,4 млн рублей в месяц, а затраты на ремонт и оборудование магазина — около 4 млн рублей.
Новые пути продуктов
Ассортимент магазинов в последние месяцы активно расширяли за счет привлечения новых поставщиков сыров и мяса, также начали продажу молочных продуктов от российских производителей. Йогурты, кефир, мацони и др. изготавливает компания из Тверской области, творог — предприятие из Подмосковья, фермерские твердые сыры — из Солнечногорска.
"Мы и раньше планировали искать новых партнеров, добавлять в ассортимент молочные продукты, но не так спешно: ведь мы работаем в основном с фермерами, малыми компаниями, а их искать очень трудно, и объемы поставок у них небольшие", — говорит представитель компании Кристина Станчиц. Косточковые фрукты (именно с ними у дистрибьюторов возникли самые большие сложности после ввода санкций) поставляют из Сербии и Турции, яблоки и груши — из ЮАР, Чили, Молдавии и Азербайджана. "После ввода санкций от многого пришлось отказаться, например, если бы мы не наладили поставки ягод из Марокко, их бы нигде не было, ведь раньше почти все ягоды поставляли из Польши", — говорит Кристина Станчиц. Запасов при вводе санкций у сети почти не было, эта мера, отмечают в компании, была неожиданной для всех участников рынка. Но цены поставщиков продолжают расти и сейчас, в частности из–за курсов валют, например, недавно Брестский мясокомбинат и российские поставщики орехов повысили отпускные цены для розничных магазинов на 10–15%.
Рынок стал динамичнее
По оценке экспертов, объем петербургского рынка фруктов — примерно $650 млн, сырного рынка — около $123 млн. Рост цен, перемены ассортимента и снижение покупательной способности населения оказали на продуктовый рынок не только негативное влияние.
Эксперты отмечают, что рынок продуктового ретейла стал гораздо динамичнее. Если раньше в супермаркетах и магазинах в основном были представлены товары от одних и тех же крупных поставщиков, теперь ретейлеры начали искать новые продукты, разнообразить ассортимент. Отчасти это продиктовано необходимостью: если не расширить сеть поставщиков, товара просто не хватит для заполнения полок, отчасти — обострившейся конкуренцией, стремлением привлечь как можно больше покупателей и не допустить снижения среднего счета.
"Бизнес оживился, — рассуждает Андрей Голубков, представитель сети "Азбука вкуса". — Но работа с фермерами осложнена тем, что у многих из них нестабильное качество и объемы поставок, что неприемлемо для сетевой розницы. Поэтому мы сами занялись организацией фермерских кооперативов".
Станислав Сваричевский, гендиректор продуктового интернет–гипермаркета "Купи с меня.рф", добавляет, что важно не просто искать местных поставщиков, а искать альтернативу товарам, к которым привыкли потребители. "Приходится выполнять работу, которая не была заложена в финансовые планы", — рассказывает предприниматель. Однако Станислав Сваричевский добавляет, что быстрая замена ассортимента необходима: если не успеешь найти аналоги запрещенных продуктов, покупатель может уйти в другой магазин, где замены уже произвели.