Сферу услуг и общепита Петербурга пополняют новые франчайзи, несмотря на снижение покупательной способности горожан. Объем рынка франчайзинга в России в прошлом году эксперты оценивали более чем в $5 млрд. За последний год он вырос на 30%.
Вчера в Петербурге прошел ежегодный фестиваль франшиз, организованный ООО "Русский простор". Число участников по сравнению с прошлым годом не изменилось — их было 33. Но состав стал другим: продавать франшизу начали не только крупные корпорации, но и небольшие компании, уверенные в эффективности собственного бренда и бизнес–модели. "Раньше поиском партнеров интересовались в основном федеральные и зарубежные проекты, теперь же появились региональные компании, которым интересен Северо–Запад", — комментирует руководитель фестиваля Евгений Кузнецов.
По его мнению, кризис на рынок франшиз влияет скорее позитивно: компании изобретают новые способы монетизации, начинают активнее искать партнеров. По этому пути пошла, например, петербургская фирма Kasumi — сеть магазинов по продаже японских ножей. "Мы начали продавать франшизу только в этом году и поняли, что это эффективный способ выхода в регионы, — говорит Светлана Тимакова, менеджер по франчайзингу Kasumi. — Наши партнеры лучше знают аудиторию и особенности бизнес–среды своего региона".
Николай Горелый, соучредитель компании "Фотобокс", продающей франшизу бизнеса по установке и аренде фотобудок, также отмечает, что спрос не снизился: "Люди по–прежнему празднуют свадьбы и дни рождения, и им нужны фотоуслуги".
Многие участники рынка организации свадеб вспоминают, что во время кризиса 2008 года их обороты даже выросли — клиенты начали заказывать более затратные праздники.
Пространство есть
Объем рынка франчайзинга в России в прошлом году эксперты оценивали более чем в $5 млрд. По данным исследовательской фирмы "Франкон", за последний год в России он вырос на 30%. Эту цифру эксперты объясняют тем, что партнерские отношения между предпринимателями в России развиты слабо и пространство для роста все еще есть. При этом спад экономики заставил предпринимателей искать новые решения — например, малые компании в сфере услуг (массажные салоны, парикмахерские) и розничной торговли чаще начинают покупать франшизу для уже работающего бизнеса, чтобы привлечь покупателей с помощью известного бренда и сократить затраты на маркетинг и рекламу. Несколько лет назад среди самых распространенных видов франшиз эксперты называли общепит, медицинские центры и розничную торговлю. Сейчас к этому списку добавляют развлекательные проекты (интерактивные музеи, игры и т. д.), а также центры выдачи займов и микрокредитования.
Самый весомый
Одним из самых интересных для потенциальных франчайзи по–прежнему считается сектор общепита, хотя он падает последние 1,5 года. В рознице и сфере услуг эксперты наблюдают снижение платежеспособного спроса на 20–25%. Тем не менее многие компании, развивающие бизнес по франшизе, это не останавливает.
Как не останавливают и скандалы в мире франчайзинга, которые сотрясали Петербург этой осенью: расторгли отношения с партнерами по франчайзингу сети "Елки–палки", "Папа Джонс" и Subway.
Джангар Джукаев, руководитель отдела франчайзинга сети ресторанов "Сковородка", считает, что причина проблем не в кризисе, а в том, что крупные сети не могут контролировать качество и действия партнеров. "Ясно, что человеческий фактор — ахиллесова пята партнерских отношений", — соглашается с ним Евгений Кузнецов.
Сеть "Сковородка" решила выйти в Петербург со своей концепцией и условиями, которые она считает привлекательными для бизнеса. Джангар Джукаев уверен, что благодаря ценам (средний чек ресторана — 200–300 рублей) новая сеть сможет конкурировать с лидерами рынка даже в условиях кризиса. Сейчас под этим брендом работают пять ресторанов в Твери.
"Трудности с ингредиентами больше всех сейчас испытывают японские рестораны, — говорит Джангар Джукаев. — Мы же стараемся использовать простые местные продукты". Кто возьмется за "Сковородку" в Петербурге — пока неизвестно.