Журналист Владислав Бачуров - о том, почему шутку Шамиля Тарпищева о сестрах Уильямс не поняли в США
Не знаю, кто и зачем раздул историю с репликой Шамиля Тарпищева. В эфире Первого канала 7 октября вышла передача "Вечерний Ургант", в ходе которой капитан сборной России по теннису назвал американских сестер Серену и Винус Уильямс "братьями". Просто не понимаю, зачем Женская теннисная ассоциация (WTA) смотрит "Вечернего Урганта". Но посмотрела и оштрафовала Тарпищева на $25 тыс. и отстранила на год от работы в своих структурах.
Эта дурацкая ситуация возникла после шутки Тарпищева про "братьев Уильямс" (справедливости ради надо сказать, что реплика Тарпищева была спровоцирована ведущим программы Иваном Ургантом), которая совершенно обычной смотрится на нашем телевидении, известном своим высококачественным юмором, невероятной честностью и объективностью, но в мире на такие вещи смотрят по–другому. Дело в том, что Шамиль Тарпищев — не Иван Ургант, не насмешник толстопузый, готовый век трунить, он официальное лицо — член исполкома Международного олимпийского комитета. И статус программы здесь неважен, для международного чиновника подобные шутки в адрес спортсменов считаются недопустимыми.
"Какая бы непринужденная ни была атмосфера, недопустимо, чтобы официальное лицо делало такие замечания", — прокомментировала ситуацию Мартина Навратилова, одна из самых титулованных спортсменов в истории тенниса.
Конечно, и сами спортсмены, и комментаторы часто говорят про "мужской стиль" игры сестер Уильямс, про их выдающиеся физические данные, но представьте, что, допустим, высокопоставленный чиновник ВАДА (Всемирной антидопинговой ассоциации) публично пошутит про найденный допинг у спортсмена. Он должен понимать, что его слова могут быть растиражированы вне контекста передачи.
Серена Уильямс назвала шутку Тарпищева сексистской и расистской. Никакого расистского подтекста в словах Тарпищева ("Страшно, когда на них смотришь…") нет, потому что в русском языке человек, используя подобный оборот, не имеет в виду чернокожего. Конечно, вряд ли какой–либо женщине будет приятно, если про нее по телевидению скажут, что на нее страшно смотреть, но разве плохие манеры заслуживают профессиональной дисквалификации?
Почему же мировая теннисная общественность выступила против Тарпищева? Даже Мария Шарапова высказалась: "Это было очень безответственно, особенно для человека, занимающего такую должность и наделенного такими полномочиями". Реакция может показаться неадекватной проступку, или, чтобы не допускать оценочных выражений, недоразумению, но фраза про "братьев" была воспринята как намек на мужские гормоны, на другой пол спортсменок. Что является не просто оскорблением, а в устах чиновника — обвинением. Схожие подозрения многие специалисты выражали по поводу южноафриканской бегуньи Каспер Семени, но гендерный тест доказал, что спортсменка является женщиной. Сам термин "братья" применительно к мощным сестрам–спортсменкам тоже не нов. В 1960–е годы двух сестер–легкоатлеток Ирину и Тамару Пресс называли "братьями Пресс". На Олимпийских играх 1960 и 1964 годов в Риме и Токио сестры завоевали пять золотых олимпийских медалей в беге с барьерами, пятиборье, толкании ядра, метании диска. Впрочем, в то время про политкорректность еще не думали.
Где–то год назад председатель комитета по внешним связям Петербурга Александр Прохоренко рассказывал, как однажды попал в неловкое положение. У него была встреча с делегацией американских студентов, и, чтобы встреча прошла в неформальной обстановке, он решил рассказать иностранцам старый советский анекдот. Про американского шпиона, в котором каждая бабка в деревне признавала американского шпиона. Потому что у нас в деревне негров нет. Анекдот юным американцам не только не показался смешным, они даже опешили, что высокого ранга чиновник может шутить на такую тему. Пришлось свести разговор к разному пониманию политкорректности в разных странах. И в реакции американцев на анекдот не было никакого лицемерия, для них это уже вопрос воспитания, этикета, рамок приличия. Вот и президент Ассоциации тенниса США Дэвид Хэггерти советует Шамилю Анвяровичу: "Нужно вести себя в соответствии со своей должностью и ответственностью".