Бизнесмен Дмитрий Шмин от оптовых продаж цветов гипермаркетам перешел к интернет–магазину. Проект окупился за полгода. В 2013 г. оборот компании составил 1,5 млн рублей в месяц. Однако в ближайшее время рынок расти не будет, говорят эксперты.
Компания "Цветкофф & Букетофф" начала работу в 2011 году. Дмитрий Шмин в 2009 году стал соучредителем фирмы "Люстдорф" и ее генеральным директором. Фирма оптом поставляла цветы в гипермаркеты "Лента" и "Ашан". Затем бизнес пришлось закрыть: гипермаркеты решили закупать цветы напрямую, и на базе оставшегося оптового склада предприниматель решил открыть собственный интернет–магазин.
Сегодня компания работает в Петербурге и Москве, продавая букеты, подарочные продуктовые корзины, сладости и сувениры. В день компания выполняет от 15 до 30 заказов. Для открытия сайта понадобилось 120 тыс. рублей. Аренда помещения обходится в 45 тыс. рублей в месяц. Компания работает по упрощенной системе налогообложения, ежемесячно отчисляя государству до 30 тыс. рублей. В офисе работают четыре человека, доставкой заказов занимаются курьеры, с которыми компания заключила договор. Проект окупился за полгода, рентабельность бизнеса в целом составляет 20%. В 2013 году оборот компании составил 1,5 млн рублей в месяц. Но, по словам Дмитрия Шмина, говорить об увеличении объемов продаж в будущем году рано. "На рынке наблюдается тревожное ожидание, — говорит Дмитрий. — Конкуренция растет, ставки на рекламу повышаются. Уповаем лишь на постоянных клиентов".
"Яндекс" дорог
Специфика торговли в Интернете требует больших вложений в рекламу. Тратить на рекламу меньше 120 тыс. рублей в месяц не удается. Сеть — почти единственный способ продвигать фирму и получать заказы. "Интернет–магазины развиваются за счет контекстной рекламы на "Яндекс. Директ", Google AdWords. На "Яндексе" ее стоимость с 2011 года увеличилась почти в 4 раза. Количество желающих иметь контекстную рекламу растет, между тем покупательная способность населения падает", — сетует бизнесмен. "Яндекс–реклама слишком дорогая для нас. Поэтому мы делаем упор на SEO и продвижение компании в социальных сетях", — рассказывает Мария Кононова, генеральный директор компании BUKET812. Мария Кононова открыла интернет–магазин в 2012 году. Проект окупился за 4–5 месяцев, и затем предприниматель открыла цветочный салон. "Интернет–магазин показал рентабельность 90%, салон цветов — всего 10%", — сообщила директор. Кризис, сопряженный с тревожным ожиданием, будет не всегда, подчеркивают специалисты. "Сейчас главная установка — на сохранение бизнеса", — считает Луиза Александрова, председатель НП бизнес–ангелов "СОБА". "Демпинг не рекомендовала бы, — продолжает специалист, — потом будет тяжело восстанавливать рынок".
Эксперты сходятся на том, что на будущий год игрокам цветочной индустрии не стоит строить планы по увеличению продаж. Александр Иванов, генеральный директор цветочной сети "Оранж", также подчеркивает, что на потребительском рынке сохраняется напряженность: "В том, что рынок будет расти, я сильно сомневаюсь. Покупатели стараются экономить, и сейчас в первую очередь их внимание будет сосредоточено на товарах первой необходимости".
Рынок
В Петербурге зарегистрировано около 100 компаний, предлагающих доставку цветов по щелчку мышью. Эксперты объясняют это низкой стоимостью входа на рынок — в 3 раза меньшей, чем для обычного магазина (порог входа цветочного магазина — от 600 тыс. рублей до 2 млн), и высокой рентабельностью предприятия — по разным оценкам, она составляет от 100 до 300%.
Цветочный рынок в России показывает ежегодный рост 20–25%. Согласно исследованию GLOBAL REACH CONSULTING, объем рынка в натуральном выражении составляет около 1 млрд штук. Как считают аналитики, реальная емкость рынка оценивается в $40 млрд. Россия — крупнейший импортер цветов в мире и входит в десятку стран — лидеров по импорту срезанных цветов. Страну опережают Америка, Германия, Великобритания и Франция. Ежегодно в страну привозится больше 20 т срезанных цветов. Однако дать точную оценку импорту сложно, большая часть продукции поступает в Россию нелегально.