Мясокомбинат "Нейма" втрое увеличивает объемы переработки сырья и планирует открыть 30 фирменных магазинов в Петербурге и Ленобласти. По оценкам экспертов, объем инвестиций составит 500 млн рублей.
Согласно СПАРК, 13% предприятия принадлежит Руслану Цанаве, еще 87% — Татьяне Лебедь. В 2013 году оборот составил 426 млн рублей. До 2002 года среди совладельцев "Неймы" числился Юрий Дрозденко — отец губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.
Мясокомбинат
"Нейма"
занимает 3 га в Кингисеппском районе Ленобласти. Модернизация проводится на заемные и собственные средства, сообщил Руслан Цанава. Объем инвестиций он не раскрыл, но эксперты оценивают его примерно в 500 млн рублей.
Площади цехов увеличатся вдвое — до 5 тыс. м2. Проектные мощности по переработке сырья увеличатся втрое и составят 180 тыс. свиней и 7 тыс. коров в год. Выпуск колбасной продукции вырастет с 400 т до 3,6 тыс. т в год. Также строится новый цех полуфабрикатов, где будут производить 3,7 тыс. т продукции в год (гуляш, азу, шашлык и т. д.). Еще 6 тыс. т продукции пойдет на прилавки в виде охлажденного мяса.
По словам Руслана Цанавы, компания открыла за 2014 год пять фирменных магазинов на арендованных площадях в Кингисеппском районе и планирует открыть еще 30 в Петербурге и Ленобласти в ближайшие 3 года. Кроме того, поставки продукции осуществляются в магазины Ленобласти и петербургские сети — "О’кей", "Ашан" и др.
Устоять на рынке
По информации комитета по АПК, в Ленобласти по итогам 2013 года работало 25 мясоперерабатывающих предприятий. За 2013 год они произвели 84,3 тыс. т продукции (107,4% к уровню 2012 года), включая охлажденное мясо, мясные полуфабрикаты, колбасную продукцию. После выхода на полную мощность в конце 2015 года на долю "Неймы" придется 12–15% переработки в регионе, подсчитали эксперты. По словам Руслана Цанавы, переработчики, с одной стороны, зависимы от политики сетевых магазинов, а с другой — от цен на сырье. "Сейчас мы ищем партнеров для интеграции и создания компании полного цикла", — говорит он.
Эксперты отмечают: компании полного цикла более устойчивы на рынке. По такому принципу работает Великолукский мясокомбинат, у которого свои свинофермы, перерабатывающее производство и сеть торговых точек.
У СХП "Лосево" свои фермы, производство молока и фирменные магазины. "Мясной дом Ивановых" управляет сетью из 33 магазинов в Петербурге и семи — в Ленобласти. Так что рынок сбыта может обеспечить и собственная розница. Впрочем, не все производители смогли утвердиться в ретейле: свернули свои торговые точки "Мираторг" и "Детскосельский".
Идут на риски
Важным фактором для увеличения мощностей оказалось продуктовое эмбарго, после его введения отечественные производители задумались об увеличении мощностей и заявили новые проекты.
Тем не менее глава Мясного союза Ленобласти Александр Орлов говорит, что компании идут на риск. "Не исключено, что завтра границы откроют и в Россию снова хлынет дешевая, а потому не всегда качественная продукция. Тогда инвестиции будет сложно окупить. С другой стороны, предприятия сейчас рассчитывают на государственную поддержку, без которой импортозамещение невозможно", — говорит Александр Орлов. Сейчас, по подсчетам участников рынка, доля местной мясной продукции на прилавках сетевых продуктовых магазинов составляет около 30%. "Люди охотно покупают колбасные изделия, но цены на отечественную продукцию выросли. Многие производители работали на импортном замороженном сырье, которое дешевле охлажденного мяса. Кроме того, сейчас покупатели стараются вести здоровый образ жизни и чаще предпочитают колбасе охлажденное мясо", — говорит заместитель гендиректора по коммерческим вопросам "Супер БАБИЛОН" Лилия Кулешова.