Три оператора наружной рекламы смогли через Арбитражный суд добиться временного запрета на снос 1,2 тыс. рекламных щитов в Петербурге. До Нового года Смольный планирует снести 2,5 тыс. рекламных конструкций. На эти цели выделено 200 млн рублей.
Операторы наружной рекламы в Петербурге нашли способ избежать принудительного демонтажа своих рекламных конструкций. Снос угрожает практически всем участникам рынка, поскольку действующих договоров аренды ни у кого не осталось. С начала 2014 года комитет по печати и взаимодействию со СМИ подал в Арбитражный суд СПб и Ленобласти более 60 исков о сносе рекламных конструкций и взыскании с рекламистов необоснованного обогащения, полученного в результате их использования без разрешения.
По данным и.о. председателя комитета по печати Сергея Серезлеева, ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР) уже демонтировало 2 тыс. рекламных конструкций, у судебных приставов находится еще 2,5 тыс. исполнительных листов на демонтаж. Из городского бюджета выделено 200 млн рублей на снос, чтобы провести его в короткие сроки. В комитете по печати заявляли о планах к Новому году завершить снос незаконной наружной рекламы.
Мораторий на демонтаж
Крупные участники рынка поспешили оспорить постановления и предписания Смольного о сносе щитов в арбитражном суде. И трем компаниям удалось добиться принятия обеспечительных мер, которые приостанавливают действие спорных решений чиновников и запрещают ГЦРР предпринимать действия по демонтажу.
"Оутдор медиа менеджмент" (работает под брендом Russ Outdoor) таким образом защитил 733 конструкции, "Постер" — 451, "Нева–спорт" — 73. На рассмотрении находится ходатайство о принятии аналогичных мер в отношении 706 щитов "Реклама–центра".
Бизнесмены мотивировали свои просьбы тем, что снос щитов до исхода судебных дел повлечет для них расходы в размере от 5 млн ("Нева–спорт") до 50 млн (Russ Outdoor) рублей. Обеспечительными мерами участники рынка обезопасили свой бизнес на весь период рассмотрения их исков: суд фактически запретил чиновникам действия, направленные на "любое ограничение использования рекламных конструкций".
ГЦРР попытался добиться хотя бы частичной отмены судебных мер: чиновники просили разрешить им демонтировать 2,2 тыс. конструкций, снести которые обязались сами предприниматели в рамках мировых соглашений, заключенных с КУГИ и комитетом по печати весной 2014 года. Однако суд встал на сторону бизнесменов: сроки исполнения обязательств по мировым соглашениям еще не истекли.
Последний шанс
"Пока обеспечительные меры — это единственная возможность сохранить свои конструкции и продолжить работать", — подчеркивает гендиректор ГК "Постер", президент Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга Кирилл Опарин.
"Ходатайство о принятии судом обеспечительных мер нельзя назвать уловкой с нашей стороны, это логичный и законный шаг, — говорит руководитель петербургского филиала Russ Outdoor Владимир Рябовол. — Мы хотим иметь правовые основания для сохранения бизнеса до наступления полной ясности в отношении перспектив проведения торгов за право размещения рекламных конструкций. Кроме того, возможны изменения в принятой в апреле этого года городским правительством Схеме размещения конструкций". Решения суда о запрете демонтажа обязательны к исполнению, поэтому сложно представить, чтобы кто–то их игнорировал, подчеркивает он.
Компании, которые не успели подать ходатайство об обеспечительных мерах до завершения судебных разбирательств, уже приступают к демонтажу. В ноябре суд обязал ООО "Премиум аутдор медиа" (бывшее "Клеар Чаннел Балтикс энд Раша") снести 441 рекламную конструкцию. "Решение еще не вступило в законную силу, но мы в добровольном порядке уже начали снимать свои конструкции", — рассказал генеральный директор компании Сергей Колесников.
Попытка диалога
По словам Владимира Рябовола, операторы рынка наружной рекламы ожидают реакции от губернатора Георгия Полтавченко на свое обращение с просьбой объявить мораторий на любые изменения на рынке до выхода нового технического регламента, который установит четкие правила для этой отрасли.
"Мы все–таки надеемся на диалог с городом, что наше мнение услышат", — говорит Кирилл Опарин. Надежды в бизнес–сообществе возлагают и на нового куратора рынка наружной рекламы. В ноябре, после утверждения нового состава городского правительства, комитет по печати и взаимодействию со СМИ был переподчинен вице–губернатору, главе администрации губернатора Александру Говорунову.
Впрочем, по информации источников "ДП", в Смольном, напротив, обсуждают ужесточение контроля над соблюдением законодательства в сфере наружной рекламы. Проверяющим органам предписано активнее применять штрафы за незаконную установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Согласно КоАП, штраф для юридических лиц по этой статье составляет от 500 тыс. до 1 млн рублей.