Товарооборот через Пулковскую таможню с начала года составил почти $4 млрд — на $0,5 больше, чем в прошлом году. По большей части это произошло благодаря росту экспорта с $1,3 млрд до $2 млрд. Импорт снизился с $2 млрд до $1,9 млрд. Цифры раздуты, поскольку в них включены самолеты, работающие в России в лизинге, а также топливо, заправленное в самолеты всех авиакомпаний.
Пулковская таможня отчиталась о проделанной с начала года работе. По данным на 20 ноября, товарооброт с иностранными государствами через воздушные ворота составил почти $4 млрд. Это на $0,5 млрд больше, чем в прошлом году. Рост произошел, в основном, благодаря экспорту — с $1,3 млрд до $2 млрд. Импорт даже упал на $100 млн.
Большая часть стоимости товаров приходится на вертолеты, самолеты и другие летательные аппараты — $2,1 млрд. Следом за самолетами идет авиационное топливо — $585 млн. Однако стоит оговориться, что в стоимость летательных аппаратов включены самолеты авиакомпаний, взятые за границей в лизинг и периодически отправляющиеся на ремонт на Запад. Доля частных самолетов и вертолетов есть, но она сравнительно небольшая, цены на них несопоставимы, комментирует представленные показатели первый заместитель начальника Пулковской таможни Олег Макарский. Цифры по топливу говорят о том, сколько его заправили в самолеты перед вылетом.
Далее в лидерах идут оргтехника и другое подобное оборудование — $227 млн, оптические инструменты и аппаратура (это и фототехника, и медицинское оборудование) — $196 млн, и технологическое оборудование — $162 млн.
Овощи, одежда и обувь — из СНГ, на Запад — мех
Если детально рассматривать импорт, то в пятерку лидеров здесь попадают лекарства, которых в Петербург завезли на $37 млн, это 2% в общем объеме импорта, весь он пришелся на страны дальнего зарубежья. На $410 тыс. из СНГ также завезли изделий из черных металлов — это 5% от общего импорта из стран бывшего СССР.
По весу после летательных аппаратов, алкоголя, оборудования и механических устройств в структуре импорта на пятом месте — пластмассы, которых ввезли 406 тонн — все из стран дальнего зарубежья. Если же внимательно взглянуть на структуру импорта из СНГ, то 49% приходится на овощи — 63 тонны. Смешной показатель можно объяснить тем, что их в Петербург по большей части везут автомобильным транспортом. Еще 10% импорта из СНГ приходится на обувь — 13 тонн, 8% на одежду — 10 тонн, алкоголя из ближнего зарубежья ввезли 9 тонн.
При всех этих показателях основным воздушным импортером в Петербург по стоимости товара выступает Франция — доля которой равна 57% — на $1 млрд. Далее идут США с $185 млн и Германия с $119 млн. В пятерку также вошли Китай и Алжир — по $110 млн и $48 млн. Среди стран СНГ (общий импорт из которых составил $8,1 млн) впереди Украина с 42% — $3,4 млн. Еще 35% занимают товары из Молдовы — $2,8 млн, далее с показателями меньше $500 тыс. идут Азербайджан, Узбекистан и Киргизия.
То есть несмотря на охлаждение политических отношений, и Украина, и США остаются среди ведущих импортеров товаров в Россию.
Незначительный экспорт фармацевтических товаров приходится на СНГ — $3,6 млн, в страны дальнего зарубежья через Петербург в заметных объемах летит мех — $47 млн. Разговоры о том, что Россия только ввозит оборудование и электронику, ведут дилетанты, утверждают на таможне. Так, на оргтехнику и оборудование приходится $58 млн экспорта — это первая строчка в рейтинге, не считая тех же самолетов и топлива. Из них только $5,5 млн приходится на СНГ. Технологического оборудования из России через Петербург вывозят на $44 млн, из них $39 млн — в страны дальнего зарубежья.
Грузовой терминал может работать быстрее
Получается, что большая часть показателей Пулковской таможни — дутые. Стоит отнять от них показатели по арендованным самолетам и топливу, как останется примерно $1 млрд. Как ранее уже писал dp.ru, грузооборот "Пулково" не превышает 30 тыс. тонн в год против 400 тыс. тонн в московских аэропортах, при этом аэропорт находится на пятом месте, перед ним также идут Норильский и Красноярский аэропорты. Тогда как таможня рисует грузооборот в 549 тыс. тонн только по заграничному направлению — дело опять же в топливе и самолетах. В этом смысле, по словам таможенников, они могут даже потеснить "Внуково".
Одна из проблем — старый грузовой терминал "Пулково", говорят таможенники. Его площади полностью загружены, но вот логистика несовершенна. Новое руководство грузового терминала сейчас работает над изменением процесса работы. В частности, товары хотят разделить по группам и направлениям. Это даст возможность, не увеличивая площади, поднять производительность грузового терминала минимум на 20%. К первому декабря, в частности, заработает отдельное направление трансфертных грузов, в январе следующего года — транзитных. Ближе к концу года начнут увеличивать площадь терминала, высказывают надежду на Пулковской таможне.
В прошлом году внешнеторговый оборот через таможни Северо-Западного региона превысил $100 млрд. Экспорт составил более $23 млрд, импорт — более $77 млрд. Большая часть таможенных платежей пришлась на Балтийскую (62,55%), Санкт-Петербургскую (17,41%), Выборгскую (4,3%), Псковскую (4%) и Кингисеппскую (3,55%) таможни.