Директор ГК "Арт-фасад" Илья Тюкин - о том, чем высотные дома-муравейники лучше малоэтажной застройки.
Кризис в экономике, подкрепляемый высокой стоимостью земли и инфраструктурными обременениями, усложняет жизнь девелоперам. Как не превратить новые городские районы в гетто и сохранить инвестиционную привлекательность проектов?
Предыдущий кризис показал, что люди не прекращают покупать жилье, но становятся более внимательными, совершая выбор.
Поэтому качество выходит на первый план. При этом вопрос плотности застройки, на мой взгляд, с качеством связан мало. Основной аргумент против плотной высотной застройки — опасение, что новые районы превратятся в гетто, опасные и неуютные каменные джунгли.
Но мы забываем, что гетто — это социально–экономический феномен, а гуру урбанистики, напротив, не раз подчеркивали преимущества плотной жилой застройки в городах.
Об этом говорила еще Джейн Джекобс, выразительно описав, как в районе с большим количеством жителей люди "присматривают" друг за другом, формируя сообщество: оставляют посылки в гастрономе, ключи у мясника, завтракают "как всегда".
Жителей в таких районах достаточно, чтобы на первых этажах развивался малый бизнес, ориентированный на потребности местной публики, создавалась среда, насыщенная общественными зонами, где люди могут общаться.
Именно феномен малой родины позволяет беречь дом, двор и жить в эмоционально теплой атмосфере. Резкий антагонист плотной застройки — Ле Корбюзье с его экспериментальными проектами редких домов в зеленых массивах.
Предложенная им модель и сегодня выглядит утопично, так как реалии современного общества не позволяют извлечь те преимущества, которые в ней заложены.
Напротив, если максимум функций перенести внутрь зданий, то большие незанятые пространства могут стать площадкой для развития преступной среды. Ведь когда нет эффекта "заботливого присматривания", одинокий пешеход становится мишенью.
Не к этой ли модели мы идем, когда, не доведя до конца ни одного проекта комплексного развития территорий, начинаем их отрицать, увеличивая нормы на озеленение. Отсутствие среды оборачивается непривлекательными и небезопасными парками–пустырями, лишними эксплуатационными расходами. Понимаем ли мы действительно, с чем боремся?
Может быть, стоит подойти к решению проблемы с другой стороны: качественно преобразовать первые этажи, отдав их бизнесу не по нормам, а согласно современному спросу; создать качественные общественные зоны внутри домов и на придомовых территориях (МОПы, дворы, рекреацию), оригинальные проекты благоустройства и арт–объекты во дворах.
Решить проблему парковок, тем более в преддверии появления платных машино–мест на улицах. Парадоксально, что этого до сих пор нет, ведь именно в масштабных ЖК с плотной застройкой стоимость улучшений в расчете на квадрат сводится к нулю.
В этом антикризисный рецепт и объективная необходимость: создать среду, которая дает комфорт, прививает культуру общения и создает пресловутое качество жизни.