Московская компания "ЦИАН Групп" братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых вышла на рынок недвижимости Петербурга с объемом сделок 120 млрд рублей в год - она купила главную базу данных петербургских риелторов EMLS.ru
На рынок недвижимости Петербурга вышел ведущий московский риелтор — "ЦИАН Групп" Дмитрия и Алексея Ананьевых. Москвичи приобрели у группы собственников, в числе которых президент ГК "Адвекс" Александр Романенко и совладелец проекта "Бюллетень недвижимости" Игорь Келим, крупнейшую в Петербурге базу данных по недвижимости EMLS.ru, которая является основным рабочим инструментом для всех городских риелторов. По мнению экспертов, "ЦИАН Групп" создает рыночный противовес "Яндексу", который в последнее время значительно усилил влияние в сегменте купли–продажи недвижимости.
Новый хозяин "платформы"
На петербургском рынке недвижимости работает около 600 агентств. Оборот риелторского бизнеса оценивается в 6 млрд рублей. Общий объем сделок с недвижимостью с участием риелторских агентств — 120 млрд рублей.
"ЦИАН Групп", владеющая столичными сайтами объявлений по недвижимости Cian.ru и Realty.dmir.ru, приобрела портал EMLS.ru (Единая мультилистинговая система). Это крупнейшая профессиональная платформа для размещения информации риелторских компаний и частных собственников недвижимости в Петербурге (онлайн–классифайд). Сумма, которую "ЦИАН Групп" заплатила за EMLS.ru, не раскрывается. По данным участников рынка, она составила $28 млн.
Актив куплен у собственников компании "Крис", которая владеет EMLS.ru. По данным СПАРК, ее основные акционеры — президент ГК "Адвекс" Александр Романенко (28%), совладелец проекта "Бюллетень недвижимости" Игорь Келим (26%) и гендиректор EMLS24 Игорь Усачев (25%).
Александр Романенко оказался вчера недоступен для комментариев. В ГК "Адвекс" сообщили, что сейчас он находится за границей.
Генеральный директор EMLS24 Игорь Усачев в беседе с корреспондентом "ДП" сделку подтвердил, подчеркнув, что для сотрудников его компании ничего принципиально не поменялось.
"Сохранятся и наши взаимоотношения с "Бюллетенем недвижимости" (основная "витрина" информации EMLS. — "ДП"). Уверен, сделка пойдет на пользу нашему бизнесу", — рассуждает он.
Игорь Келим также сделку подтвердил, но ее детали раскрыть отказался. При этом он опроверг информацию о том, что планирует распродавать другие российские активы. "Мало ли что говорят. Ничего распродавать не собираюсь. Наоборот, интересуюсь новыми проектами", — сообщил он. Правда, источники в группе "Бюллетень недвижимости" рассказали, что из–за нестабильной экономической ситуации в стране компания вынуждена оптимизировать расходы.
Купить и развивать
"ЦИАН Групп" входит в структуру холдинга "Медиа3" Дмитрия и Алексея Ананьевых. Год назад "МедиаЗ" приобрел контрольный пакет портала Cian.ru, а чуть позже объединил его со своим ресурсом Realty.dmir.ru.
Сейчас, по данным исследовательской компании LiveInternet, аудитория Cian.ru и Realty.dmir.ru самая большая в России — 4 млн пользователей в месяц. На порталах публикуется 1,3 млн объявлений в месяц. Капитализация активов оценивается в $0,22 млрд.
Ежемесячная аудитория EMLS.ru — 290 тыс. пользователей. Это один из сильнейших брендов на рынке недвижимости Северо–Западного региона. Его актуальная база данных включает более 140 тыс. объявлений по объектам Петербурга и Ленобласти.
"Портал для продажи своих объектов используют около 90% местных риелторских агентств. Половина звонков, связанных с куплей–продажей недвижимости, — это звонки по объявлениям, опубликованным EMLS.ru", — заявили в "ЦИАН Групп".
Гендиректор "ЦИАН Групп" Максим Мельников сообщил, что планирует развивать продукт. "Надеемся повысить эффективность взаимодействия как с клиентами (специалистами рынка недвижимости, агентствами и девелоперам), так и с конечными пользователями", — заявил он. Инвестиции в развитие ресурса не раскрываются. При этом Максим Мельников подчеркнул, что вся команда EMLS.ru останется в компании и будет заниматься дальнейшим развитием проекта.
Все дело в конкуренции
Участники рынка не исключают, что к покупке EMLS.ru "ЦИАН Групп" подтолкнуло усиление конкуренции онлайн–ресурсов на риелторском рынке.
Напомним, что недавно Петербург стал первым городом России, где "Яндекс" запустил раздел "Новостройки".
"Его задача — не только представлять пользователям в удобном виде предложения квартир в новых домах, но и очистить вторичный рынок от объявлений по строящимся домам, которые в большом количестве засоряют базы порталов недвижимости", — пояснил этот шаг руководитель "Яндекс.Недвижимости" Андрей Менде.
Как отметил владелец порталов novostroy.su и zagorod.ru Сергей Орлов, долгие годы "Яндекс" был просто вспомогательным инструментом для риелторов, аккумулировал информацию о предложениях недвижимости.
"Но в последние полгода стал терять долю поиска и, видимо, для исправления ситуации начал брать данные о недвижимости напрямую от застройщиков. "ЦИАН", судя по всему, пытается создать противовес "Яндексу", — говорит он.
Удобный инструмент
Риелторы, которые формируют основную аудиторию EMLS.ru, информацию о смене его собственника восприняли спокойно.
Генеральный директор агентства
"Петербургская недвижимость"
Сергей Дроздов отмечает, что EMLS — удобная межагентская база, в создании которой принимали участие почти все члены местной Ассоциации риелторов. "Она эффективна, и нет смысла ее кардинально менять", — говорит он. С коллегой согласен эксперт АН Becar Леонид Сандалов. "Предложение, выставленное на портале, хорошо индексируется в интернет–поисковиках и является одним из самых популярных. Информация там достоверная. В том числе и по среднерыночной стоимости объектов", — говорит он.
"Для крупных агентств основным источником информации являются собственные базы данных. Хотя EMLS — популярный инструмент. Но, если при новых собственниках он даже перестанет работать, для больших игроков это серьезной потерей не станет", — рассуждает руководитель департамента жилой недвижимости АН "АРИН" Екатерина Гусева.
А Дмитрий Титов, генеральный директор АН "Мир квартир" (год назад из–за частного конфликта это агентство удалили с EMLS.ru. — "ДП"), рассказал, что и без помощи этого ресурса неплохо развил собственные технологии продвижения. "Нет худа без добра", — заявил он, но не исключил возвращения на портал при новой власти, "поскольку стандарты рынка требуют присутствия там".
"Даже в сегодняшней экономической ситуации риелторский бизнес не теряет своих позиций. Не следует ожидать каких–либо глобальных изменений на рынке. В ближайшие годы он будет демонстрировать стабильность", — считает председатель правления Санкт–Петербургской палаты недвижимости Павел Созинов.
“
Для нас ресурс EMLS — крайне важный инструмент работы, поскольку там размещается информация примерно о 90% объектах недвижимости в продаже. Это универсальная и качественная площадка. По сути, у нее сегодня практически нет серьезных конкурентов. Среди них можно назвать платную базу BN.ru и БКН. Но последнюю качественно прорабатывать начали совсем недавно. Поэтому она пока проигрывает лидерам сегмента по многим параметрам. Если же EMLS.ru как–то поменяется или уйдет с рынка, это может стать довольно сильным ударом для местного риелторского сообщества.
Станислав Дмитров
специалист агентства "Александр Недвижимость"
“
Хотя в последнее время EMLS в большей степени ориентирован на информацию от застройщиков, это все равно эффективный для риелторов портал. Но агентствам стало сложнее размещать там информацию в разделе строящегося жилья. Очевидно, что руководство проекта стремится усовершенствовать свой продукт. На рынке давно идут разговоры о создании чего–то принципиально нового — глобальной альтернативной площадки. Но пока это всего лишь интересные идеи, не нашедшие либо достаточного финансирования, либо талантливых разработчиков.
Галина Черкашина
директор по маркетингу Knight Frank Spb