Русская геополитическая литература

В Мариинском дворце дискуссия о геополитическом значении литературы, начавшись с неожиданного прочтения Пушкина, предсказуемо свелась к ругани в адрес сначала безбожного Запада, а затем — необразованных украинцев. Но у украинцев нашлись яростные защитники — там, где не ждали.

Великие русские писатели, возможно, и не догадывались, что пишут не поэмы и романы, а создают геополитическое оружие. Зато участники дискуссии в рамках Международного культурного форума, которая так и называлась "Геополитическое значение литературы и ее распространение в мире" в этом совершенно не сомневались.
Приравнивать задним числом перо к штыку в Мариинском дворце собрался цвет современного российского литературоведения: например, телеведущий Максим Шевченко или лидер "Партии "Великое Отечество" Николай Стариков. Анонсировано было участие лидера движения "Суть времени" Серея Кургиняна и сверхпатриотичного  депутата Госдумы Евгения Федорова, но они не явились. Впрочем, и без них нашлось кому рассказать о том, что благодаря Пушкину страны Запада никогда не смогут захватить Россию.
"Безбожная  наука глобализаторов оказалась, как предвосхищал Пушкин, не сильна против современных глобальных вызовов. Они не предлагают ничего, кроме попыток заблокировать на Земле становление нового типа психической личности – человек разумный", — сказал новое слово в пушкиноведении, открывая дискуссию, профессор Виктор Ефимов. Он даже смог найти новый, доселе неизвестный смысл в знаменитом стихотворении Пушкина "Паситесь, мирные народы...". "Это не о нашем народе, это предупреждение тем, кто не готов выйти из матрицы прошлого", — просветил Ефимов собравшихся.
Тему развил член Союза писателей, замдиректора института российско-китайского стратегического взаимодействия Андрей Девятов. Он в красках рассказал, почему СССР проиграл "Холодную войну" — из-за подмены Западом "цивилизационного кода" России, которая раньше жила на великой русской, а затем — на великой советской литературе. К которой он, не моргнув глазом, причислил не только Шолохова, но и Пастернака с Солженицыным. Из чего получалось, что писатели, которых на Западе награждали Нобелевскими премиями, а на родине — нещадно травили и запрещали, оказались неожиданно культурными защитниками цивилизационного кода России в борьбе с Западом. "Раньше наши космические корабли назывались "Восток", "Восход" и у нас была восходящая страна, а теперь нам Запад заменил код и наши корабли стали называться "Прогресс", — раскрывал невидимую ранее негативную суть прогресса оратор.
Из других докладов можно было узнать, например, что подлинная тайная грамота — это русский язык, но "мировое правительство создало псевдотайную грамоту — интернет", большое зло, которое разрушает русский язык, русскую культуру и вообще "все разрушается у участвующих в этом симулякре". На этом фоне неожиданно скромно и даже как-то пацифистски прозвучало выступление писателя-сталиниста Николая Старикова, говорившего о великом русском мире.
Возглавлять дискуссию должен был глава Счетной палаты и президент Российского книжного союза Сергей Степашин, но он, выслушав все это, предпочел быстро уехать. "Тема дискуссии очень правильная. Но прежде чем осуждать других, надо самому читать книги, знать историю свою и окружающих, чувствовать ее и понимать", — выступил внезапно голосом разума Степашин. Однако и он не смог не упомянуть политику. "Очень жаль, что те пацаны на Майдане не читали ни Гоголя, ни Тараса Шевченко", — с печалью в голосе отметил Сергей Степашин.
После его ухода зрители начали постепенно покидать зал, но "украинский тренд" подхватили оставшиеся участники дискуссии. Общий смысл пламенных речей сводился к тому, что все, кто был на Майдане – необразованные и неначитанные украинские националисты, а вот читавшим Лермонтова, Пушкина, Солженицына и Толстого русским людям там делать нечего.
И вот здесь случилось неожиданное. Очередное выступление заканчивалось словами о том, что к власти на Украине пришли необразованные крестьяне. Вдруг слово взял журналист Первого канала Максим Шевченко, выступавший ведущим дискуссии. Он произнес слова, которых от него никто в стенах Белого зала не ждал.
"Хочу выступить в защиту Галиции и Львова – одного из самых культурных городов на постсоветском пространстве. К власти на Украине пришли люди не из Галиции. Вы не найдете ни одного "западника" в современной власти, — неожиданно жестко выступил Максим Шевченко. — Все неонацисты — выходцы с Востока. На Западе саботируют действия карателей – выходцев из Харьковской, Полтавской, Кировоградской, Одесской, Черниговской, Николаевской областей. То быдло, которое в результате советских экспериментов, чудовищных экспериментов возникло в восточных и центральных областях, даст сто очков форы любым нацистам. Не надо демонизировать ситуацию там, Западная Украина – не враг, а наоборот — друг России".
В зале не знали, как реагировать. Раздались несколько осторожных аплодисментов, но большинство зрителей сидело с напряженными лицами и перешептывались. По всей видимости, Максим Шевченко полностью перевернул их представление о картине мира.
Финальную точку поставила экс-депутат Законодательного собрания Елена Бабич, которая решила рассказать об идеях чучхэ. На этом литературная дискуссия закончилась, хотя мало кто понял, при чем тут была литература.