Законопроект, якобы усиливающий ответственность контролеров за незаконную проверку бизнеса, принят во втором чтении. Он как будто бы должен увеличить штрафы, но на деле практически дословно повторяет действующую редакцию. Принцип "президент сказал — нужно делать" соблюдается, даже если начинает походить на цирк.
Госдума во втором чтении накануне приняла правительственный законопроект, усиливающий ответственность государственных органов и силовиков за незаконную проверку бизнеса. В нем нет почти ни одного нового слова, а соответственно, и новаций, хоть как-то меняющих реальность к лучшему.
Власти вынуждены по-новой переписывать законодательство только потому, что его не очень хорошо помнит гарант Конституции. Раньше подобным популизмом страдали депутаты, на которых не обращают внимания. Теперь вот — и кабинет министров.
Созданный в недрах правительства законопроект предлагает, в частности, изменить статью КоАП 19.6.1, в которой говорится о штрафах за незаконную проверку, нарушение сроков и так далее. Предлагаемый штраф — от 3 до 5 тыс. рублей — повторяет уже прописанный в этой статье. Штраф до 3 тысяч никого не пугает, говорится в пояснительной записке. Предлагается также изменить наказание за повторное нарушение либо проверку без разрешения руководителя, указанные в этой же статье. Их тоже "переписывают", ничего не меняя, — штраф от 5 до 10 тыс. рублей, либо дисквалификация сроком от 6 месяцев до года.
Меняется правда, срок давности — его увеличивают до двух лет. Кое-что новое есть и для бизнеса: если какое-то нарушение, найденное в фирме, не устранили вовремя, то ответственного теперь смогут не только оштрафовать на 3 тыс. рублей, но и отстранить от должности на полгода-год. Всё это — в тексте, подготовленном к третьему чтению, которое может состояться уже в пятницу. То есть поправок уже не будет.
Наверное, хорошо, что власть, меняя законы вслед за обтекаемыми высказываниями президента, хотя бы не делает бизнесу хуже. Но тренд превращается в болезненный. Президент сказал про трехлетние "надзорные каникулы", тогда как в статье 9 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и так уже давно дословно сказано "плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года". Несмотря на это, в поручениях президента, опубликованных на сайте Кремля по итогам послания, сказано "обеспечить внесение в законодательство".
При этом первый пункт того же поручения, на который почему-то внимания не обращают, куда полезнее, и он действительно новый — разработать систему оценки рисков для населения того или иного бизнеса. Это ровно то, о чем и бизнес, и сами проверяющие просят уже минимум год, — не лезть с проверками, например, МЧС в небольшие магазины. Но слова "надзорные каникулы", видимо, обладают какой-то особенной магией.
Это не первый такой случай. Недавно, например, Генпрокуратура выступила с инициативой наказывать за недостоверные жалобы на бизнес и не рассматривать анонимные жалобы. То есть статьи 306 УК РФ "заведомо ложный донос", видимо, мало. По ней, на минуточку, можно получить от 2 до 6 лет лишения свободы. По анонимкам, если жалоба не касается угрозы жизни и здоровью, проверяющие и так не работают, уверяют правозащитники.
Вот интересно, если вдруг завтра президент скажет, что людей убивать нельзя, будут ли внесены какие-то изменения в Уголовный кодекс?
В России законотворческий процесс нередко получается двухэтапным. Сначала принимается закон, но потом еще президент или кто-то еще должен отдельно указать, что его надо выполнять. Иногда — не всем. Скажем, закон "О СМИ", существующий со времен Ельцина, прямо запрещает учредителю вмешиваться в редакционную политику. Необходимость принятия закона, запрещающего иностранцам прямо или косвенно владеть российскими СМИ больше чем на 20%, участники дискуссии мотивировали именно тем, что западные учредители могут вмешиваться в редакционную политику.
Президент России, как написано в Конституции, возглавляет власть исполнительную. Но, похоже, термин этот служители вертикали понимают по-своему. Закон может существовать сколько угодно долго (правоприменительная практика законодательных нововведений для бизнеса — вообще любимая тема любого корпоративного юриста), но решение о том, пользоваться им или нет, принимает президент. Может быть, для таких вот сигналов ежегодные послания и придуманы.