В Госдуме продвигают почти ничего не меняющий законопроект про проверки

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Законопроект, якобы усиливающий ответственность контролеров за незаконную проверку бизнеса, принят во втором чтении. Он как будто бы должен увеличить штрафы, но на деле практически дословно повторяет действующую редакцию. Принцип "президент сказал — нужно делать" соблюдается, даже если начинает походить на цирк.

Госдума во втором чтении накануне приняла правительственный законопроект, усиливающий ответственность государственных органов и силовиков за незаконную проверку бизнеса. В нем нет почти ни одного нового слова, а соответственно, и новаций, хоть как-то меняющих реальность к лучшему.
Власти вынуждены по-новой переписывать законодательство только потому, что его не очень хорошо помнит гарант Конституции. Раньше подобным популизмом страдали депутаты, на которых не обращают внимания. Теперь вот — и кабинет министров.
Созданный в недрах правительства законопроект предлагает, в частности, изменить статью КоАП 19.6.1, в которой говорится о штрафах за незаконную проверку, нарушение сроков и так далее. Предлагаемый штраф — от 3 до 5 тыс. рублей — повторяет уже прописанный в этой статье. Штраф до 3 тысяч никого не пугает, говорится в пояснительной записке. Предлагается также изменить наказание за повторное нарушение либо проверку без разрешения руководителя, указанные в этой же статье. Их тоже "переписывают", ничего не меняя, — штраф от 5 до 10 тыс. рублей, либо дисквалификация сроком от 6 месяцев до года.
Меняется правда, срок давности — его увеличивают до двух лет. Кое-что новое есть и для бизнеса: если какое-то нарушение, найденное в фирме, не устранили вовремя, то ответственного теперь смогут не только оштрафовать на 3 тыс. рублей, но и отстранить от должности на полгода-год. Всё это — в тексте, подготовленном к третьему чтению, которое может состояться уже в пятницу. То есть поправок уже не будет.
Наверное, хорошо, что власть, меняя законы вслед за обтекаемыми высказываниями президента, хотя бы не делает бизнесу хуже. Но тренд превращается в болезненный. Президент сказал про трехлетние "надзорные каникулы", тогда как в статье 9 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и так уже давно дословно сказано "плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года". Несмотря на это, в поручениях президента, опубликованных на сайте Кремля по итогам послания, сказано "обеспечить внесение в законодательство".
При этом первый пункт того же поручения, на который почему-то внимания не обращают, куда полезнее, и он действительно новый — разработать систему оценки рисков для населения того или иного бизнеса. Это ровно то, о чем и бизнес, и сами проверяющие просят уже минимум год, — не лезть с проверками, например, МЧС в небольшие магазины. Но слова "надзорные каникулы", видимо, обладают какой-то особенной магией.
Это не первый такой случай. Недавно, например, Генпрокуратура выступила с инициативой наказывать за недостоверные жалобы на бизнес и не рассматривать анонимные жалобы. То есть статьи 306 УК РФ "заведомо ложный донос", видимо, мало. По ней, на минуточку, можно получить от 2 до 6 лет лишения свободы. По анонимкам, если жалоба не касается угрозы жизни и здоровью, проверяющие и так не работают, уверяют правозащитники.
Вот интересно, если вдруг завтра президент скажет, что людей убивать нельзя, будут ли внесены какие-то изменения в Уголовный кодекс?
В России законотворческий процесс нередко получается двухэтапным. Сначала принимается закон, но потом еще президент или кто-то еще должен отдельно указать, что его надо выполнять. Иногда — не всем. Скажем, закон "О СМИ", существующий со времен Ельцина, прямо запрещает учредителю вмешиваться в редакционную политику. Необходимость принятия закона, запрещающего иностранцам прямо или косвенно владеть российскими СМИ больше чем на 20%, участники дискуссии мотивировали именно тем, что западные учредители могут вмешиваться в редакционную политику.
Президент России, как написано в Конституции, возглавляет власть исполнительную. Но, похоже, термин этот служители вертикали понимают по-своему. Закон может существовать сколько угодно долго (правоприменительная практика законодательных нововведений для бизнеса — вообще любимая тема любого корпоративного юриста), но решение о том, пользоваться им или нет, принимает президент. Может быть, для таких вот сигналов ежегодные послания и придуманы.