Победители тендеров просят заказчиков повысить цены из-за роста курса валют

Автор фото: Коньков Сергей

Стремительная девальвация рубля поставила под угрозу срыва исполнение многомиллиардных госзаказов. Компании, победившие в конкурсах, пытаются договориться с заказчиками о повышении цен и включении в контракты валютных рисков.

С начала года доллар и евро подорожали в России на 65 и 48% соответственно, что привело к пропорциональному росту затрат производителей на импортное сырье, материалы, комплектующие и т. п.
Доля импортных затрат в цене многих производимых на территории Петербурга товаров колеблется в диапазоне от 40 до 80%. А это значит, что при столь сильной девальвации в отсутствие отечественных заменителей иностранной продукции стоимость производимых товаров возрастет как минимум на 26%, и компенсировать такой рост за счет прибыли промышленникам не удастся — их норма прибыли (отношение чистой прибыли к выручке) в большинстве случаев не превышает 10%.
Наиболее стремительно рубль обесценивался в сентябре–ноябре, уже после того как многие производители выиграли тендеры. Теперь они обязаны исполнять контракты, чтобы избежать штрафных санкций и не попасть в черный список недобросовестных исполнителей госконтрактов.

Сбились с курса

С проблемами уже столкнулись производители фармпродукции, которые поставляют ее в городские лечебные учреждения. "Мы выиграли конкурс еще летом, и сейчас исполняем контракт, хотя, конечно, могли бы от него отказаться. Но, взвесив все «за» и «против», решили все же соблюсти договоренности, несмотря на убытки. Иначе могли бы столкнуться с риском не получить госзаказ в дальнейшем. Поскольку у нас был запас сырья, закупленного еще по прежним ценам, мы выполняем обязательства по контракту. Но на следующий год мы уже пересчитываем и бюджет на производство продукции, и цены на нее", — говорит гендиректор фармкомпании "ВЕРТЕКС" Георгий Побелянский.
Поставщик немецких автобусов "Ман Трак энд Бас Рус" и вовсе потерял контракт с "Пассажиравтотрансом", поскольку выставил цены в евро. При этом предложенная им цена на момент подведения итогов конкурса в августе этого года была самой низкой.

По вчерашней цене

Чтобы хоть как–то минимизировать валютные риски, промышленники пытаются по выигранным тендерам пересмотреть контракты на будущий год.
Как стало известно "ДП", группа компаний "Севкабель" пытается договориться с заказчиками о включении в контракт валютной оговорки — механизма компенсации роста затрат при резком удешевлении рубля. Стоимость значительной части (80%) сырья и материалов, используемых при изготовлении кабеля, зависит от динамики валютных курсов. Во–первых, практически все полимеры импортные, а во–вторых, цена на медь и алюминий определяется в долларах на Лондонской бирже металлов, и никаких скидок единственный производитель алюминия "Русал" и три производителя меди — ГМК "Норильский никель", ОАО "Уральская горно–металлургическая компания" и ЗАО "Русская медная компания" — российским покупателям не делают.
"Севкабель" столкнулся с тем, что при заключении новых договоров крупные потребители, такие как МРСК, МЭС, "Ленэнерго", "Водоканал", "Метрострой", просят сделать кабель сейчас, а рассчитаться собираются в течение 2015 года, причем по цене, заложенной еще летом 2014 года.
"Практика переговоров с нашими потребителями–госкомпаниями показала, что они не в полной мере понимают проблемы производителей кабеля. При сегодняшнем безумном росте курса доллара они пытаются контрактовать 2015 год с учетом индекса потребительских цен. Мы пытаемся объяснить, что 80% наших затрат привязаны к доллару и невозможно компенсировать 65%–ное обесценение рубля 10%–ным увеличением цены контракта. Механизмы компенсации, предложенные нами в проектах контрактов, они пока тоже не приемлют. Январь и февраль в связи с этим мы видим совершенно провальными", — говорит гендиректор "Севкабеля" Александр Вознесенский.

Прежним путем

В существенно худшем положении оказались судостроители — контракты у них, как правило, долгосрочные и были заключены в рублях 2, а то и 3 года назад.
Например, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) сейчас терпит многомиллионные убытки по контракту Росморпорта на изготовление ледоколов.
"Стоимость металла меня мало волнует. Во всяком случае черный металл сейчас дешевеет, и его доля в стоимости судна мизерная — 2–3%. Другое дело оборудование — оно все импортное, причем европейского производства, его доля в себестоимости судна достигает 80%. Мы пытались найти аналоги в Китае, но без особых результатов. Да, абсолютная цена там немного ниже европейской, но юань привязан к доллару, то есть от убытков смена поставщиков нас не спасает", — говорит Александр Соловьев, глава ВСЗ.
По его мнению, можно сколько угодно говорить о предпринимательских рисках, но рано или поздно эту задачу правительству РФ придется решать. С аналогичной проблемой столкнулся и Балтийский завод, который в последние годы получил несколько контрактов на дизельные и атомные ледоколы. Правда, как рассказал источник, знакомый с ситуацией на Балтзаводе, — он, получив предоплату по ледоколу 25 МВт, который не мог начать строить почти 2 года, конвертировал средства в европейскую валюту и благодаря этому минимизировал свои риски.
Но это частный случай. Сегодня почти все судостроители обивают пороги государственной Объединенной судостроительной корпорации, объединяющей 70% российских верфей, и просят что–нибудь предпринять, чтоб учесть валютные риски в ценах действующих и будущих контрактов.
Многие промышленники вспомнили проверенный годами способ минимизации валютных рисков — снова начали устанавливать цены в долларах и евро, если, конечно, заказчик не возражает.
Можно еще хеджировать риски, но это стоит достаточно дорого, и к тому же ни один заказчик не готов доплачивать за хеджирование. Да и банкиры идут на подобные операции в условиях ограниченных возможностей привлечения капитала за границей не очень охотно, говорят промышленники.

Импортозамещение

"Проблема валютных рисков, конечно, обострилась, но не скажу, что неисполнение контрактов носит массовый характер. Пока не слышал об этом. Если судить по нашим заказам, то мы заменили в них импортное газовое оборудование на отечественное", — говорит председатель комитета по промышленной политике и инновациям Смольного Максим Мейксин.
Александр Кашин, председатель совета директоров "Эго–Холдинга", одно из предприятий которого получило 2 года назад крупный гособоронзаказ, заявил "ДП", что компания решает проблему роста затрат на импортные компоненты путем импортозамещения.
В "Водоканале" сообщили "ДП", что при необходимости проводится корректировка проектов: импортное оборудование заменяется на отечественное. Один из участников рынка рассказал "ДП", что "Водоканал" стал менее требователен. Например, он не требует, чтобы устанавливались трубы именно зарубежных производителей и стал лояльнее к местным поставщикам.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
Рынок начал реагировать на изменение экономической ситуации в стране в ноябре — спрос на металлопродукцию стал снижаться. В том числе и из–за повышения цен на металл. Впрочем, цены на металлы — гибкий показатель. В течение года они колеблются довольно сильно. В этом году металлы в основном дорожали, особенно цветные. Больше всего подорожал алюминий — с начала года примерно на 60%. Поскольку мы весь алюминий импортируем, то и стоимость нашей продукции выросла соответственно.
Валерий Голенкин
генеральный директор ООО "Фирма "Севзапметалл"
В себестоимости нашего оборудования для нефтепереработки доля импорта не превышает 10%. По оборудованию для атомной энергетики — менее 5%. Соответственно, себестоимость в случае ослабления рубля растет примерно на 3 – 5%. Мы очень рассчитываем, что наши российские заказчики — ведущие нефтяные компании — будут активнее сотрудничать именно с отечественными производителями. Цены на нашу продукцию из–за ослабления курса национальной валюты становятся более привлекательными, чем у зарубежных конкурентов.
Олег Урнев
генеральный директор ОАО "Ижорские заводы"