Крупнейшие производители и продавцы мебели готовятся повышать цены. Даже те, кто делает мебель в России говорят, что зависят от импортных комплектующих. В IKEA перед сменой ценников возник дефицит - самые ходовые товары пропали со склада.
Шведская компания IKEA с 18 декабря 2014 года повысит цены на свои товары в России. По ее словам, цены в первую очередь вырастут на гардеробы и кухни. При этом, она не стала говорить, насколько повысится стоимость. "Могу лишь сказать, что это небольшое повышение", — отмечают представители IKEA в России.
В настоящее время на сайте компании обновляют информацию о ценах. В связи с этим они могут отличаться от тех, что указаны на ценниках в магазинах, обращают внимание в компании.
Читатели dp.ru, в свою очередь, рассказали о трудностях, с которыми они столкнулись в магазинах IКЕА в Петербурге за последние дни. Многие из них не смогли купить понравившийся им товар из-за того, что его нет на складе, хотя в системе магазина он отмечен как "в наличии". Работники магазина пообещали, что нужный товар появится в январе. К этому времени в IКЕА уже вырастут цены.
В начале декабря стало известно, что IKEA планирует повысить розничные цены в России из-за девальвации и роста стоимости сырья.
"Наша операционная деятельность не может не зависеть от внешних факторов, несмотря на то, что более 60% объема продаваемых в магазинах IКЕА товаров производится в России. Значительные изменения валютного курса, рост цен на сырье для мебельного производства, а также рост транспортных тарифов оказывают видимое влияние на финансовые результаты компании, в связи с чем мы вынуждены пересмотреть существующие цены. На текущий момент мы разрабатываем план для реализации данного сценария, — говорится в официальном сообщении компании".
Вслед за IKEA цены планируют поднять и петербургские участники рынка. Так, "Первая мебельная фабрика", по словам ее директора Александра Шестакова, собирается скорректировать цены к середине января.
"У нас иностранная составляющая в производстве не превышает 20%. Естественно, на эти товары придется поднять цены", — рассказал Александр Шестаков и добавил, что пока рано говорить о конкретных цифрах.
Общий объем продаж мебели в России оценивается в 400 млрд рублей в год. Кухни относятся к сегменту корпусной мебели, объем продаж которого — 120 млрд рублей по итогам 2013 года. Продажи собственно кухонь в России в прошлом году выросли на 9,5% и составили 74 млрд рублей. Около 60% оборота обеспечили импортеры из стран Азии и Европы. А отечественное производство кухонь оценивается в 30 млрд рублей в год. "Рынок очень размыт, не консолидирован", — констатирует один из его участников. Доли крупнейших отечественных производителей — "Кухонный двор", "Стильные кухни", фабрика "Мария" — не превышают 3–5%.
Один из производителей рассказал "Деловому Петербургу", что ситуация в сегменте близка к критической. "Даже лидеры рынка оптимизируют производство, сокращая персонал, и повышают цены, поскольку из–за роста курса евро и доллара сильно подорожали комплектующие и фурнитура (они на 70% импортируются). Это неизбежно отразится на объемах продаж. А они этой осенью и так сильно сократились. Производители опасаются, что октябрь станет "черным" в истории рынка", — говорит собеседник "ДП". По его словам, хорошо себя чувствуют только те производители кухонь, которые ориентированы на госзаказ (как ПМФ) или имеют налаженную торговлю в кредит (как фабрика "Стильные кухни", финансовым партнером которой выступает ВТБ).
Экономическая ситуация оптимизма мебельщикам не добавляет. По словам председателя совета директоров ОАО "Севзапмебель" Юрия Саркисяна, валютные колебания сначала были на руку производителям.
"Покупать нашу мебель на фоне подорожания импортной стало выгоднее. Но в конце лета потребители начали экономить. Сказалось и подорожание продуктов, и общая нестабильность в экономике. Ведь мебель — не предмет первой необходимости. Так что мой прогноз для производителей скорее негативный", — говорит он.
"То, что 95% отечественной мебели потребляется внутри страны (а оставшиеся 5% идут на экспорт в страны СНГ), ставит мебельщиков в довольно жесткую зависимость от покупательной способности российского потребителя. С другой стороны, последствия экономических санкций для нас не так фатальны", — заключили в Российской ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Последние 3 года продажи мебели в Петербурге практически не росли, балансируя на отметке 18 млрд рублей в год. Около 60% продаж приходится на долю специализированных мебельных центров. Крупнейший из них — IКЕА.
"Две трети нового жилья представлено в сегменте массового спроса. Мебель в таких квартирах обычно соответствует их классу", — говорит Сергей Терентьев, руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС".
Последние несколько лет, по данным Colliers International, в Петербурге строили по одному мебельному гипермаркету в год. Но в 2013 году этот процесс прекратился. И ближайший ввод нового мебельного гипермаркета намечен на 2016 год — третий комплекс "Мебель Сити" появится на Обводном канале. "Рынок города насыщен мебельным форматом. Не хватает его только в южных районах. Существующие там центры устарели и нуждаются в реновации", — говорят в Colliers International.
Одна из причин затянувшейся стагнации на мебельном рынке Петербурга — спад в строительной отрасли города: в 2011 году ввод жилья упал на 35% и восстановился только в прошлом году. Кроме того, по российским мебельщикам сильно ударил экономический кризис 2008 года.
"Выйти на докризисный уровень производства — 101 млрд рублей в год — отрасль смогла только в 2012 году", — сообщил ведущий аналитик Российской ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Сергей Степанчиков. Сейчас в мебельной отрасли страны, с учетом маленьких компаний, работает около 6 тыс. фирм (в том числе 400 в Петербурге). "За первое полугодие 2014 года они произвели продукции на 61,7 млрд рублей, что на 4,7% больше аналогичного периода прошлого года", — сообщил эксперт.
"Объем продаж иностранных компаний с начала года снизился на 5% и сейчас составляет около 53% рынка", — отметил он. Тем не менее усложнившаяся геополитическая ситуация на развитие мебельной промышленности повлияла меньше, чем на другие отрасли. "Только 5% российской мебели идет на экспорт. Причем главные потребители — страны бывшего СССР. Это, с одной стороны, ставит мебельщиков в жесткую зависимость от покупательной способности российского потребителя. С другой — последствия экономических санкций для нас не так фатальны", — пояснил Сергей Степанчиков.
"Потребление мебели в России в 4–5 раз ниже, чем в странах ЕС. Так что у отечественного мебельного рынка большой потенциал роста", — говорят эксперты "Финам". Но причин для быстрого развития сегмента эксперты не видят. "За всплеском спроса наверняка последует затишье. Поскольку текущее предложение жилья надолго насытит рынок, а ремонт с полной сменой обстановки люди делают раз в 10 лет", — заключил один из собеседников "ДП".