В Петербурге готовят к продаже ОАО «Балтийский судомеханический завод», ранее входивший в группу «Осло Марин» опального бизнесмена Виталия Архангельского. Стартовая цена составит $120 млн. Это весьма оптимистичная оценка.
Российский аукционный дом (РАД) готовит к продаже 100% долей группы компаний, которая владеет ОАО «Балтийский судомеханический завод» (БСМЗ).
В собственности БСМЗ земельные участки общей площадью 6,4 га (еще 5,2 га на правах аренды), причальный фронт длиной 654 метра, железнодорожные пути протяженностью свыше 3,2 км и инженерная инфраструктура (присоединенные мощности 4 110 кВА) в районе дороги на Турухтанные острова, 26.
«Торги намечены на конец первого квартала 2015 года. Начальная цена актива составит $120 млн в рублях по курсу Центробанка РФ на день продажи»,- сообщили в РАД.
БСМЗ с 2008 года входил в структуру холдинга «Осло марин» Виталия Архангельского. Там бизнесмен планировал создать терминал для перевалки контейнеров и накатных грузов. Но не успел. В 2009 году у "Осло марина" начался затяжной конфликт с банком «Санкт-Петербург» из–за долга 4 млрд рублей. И постепенно бизнес–структуры Виталия Архангельского стали уходить с рынка или отходить в пользу компаний, чаще всего связанных с топ–менеджментом банка. А сам Виталий Архангельский, опасаясь уголовного преследования, был вынужден иммигрировать во Францию, где находится до сих пор.
Нынешнего собственника БСМЗ в РАД назвать отказались. «Но банк «Санкт-Петербург» и его дочерние структуры к этому активу отношения не имеют», - заявил глава РАД Андрей Степаненко.
Собственник завода детально проработал две концепции развития его территории. Первая предполагает строительство контейнерного терминала с объемом перевалки около 0,5 млн TEUS в год. Это где-то 25% от сегодняшних объемов, проходящих через порт Петербурга. Вторая - строительство нефтеналивного терминала с объемом перевалки уровня 5 млн тонн в год (около 40% от сегодняшнего объема).
Надо отметить, что обе идеи несут в себе элемент оптимизма. Пока не очень понятно, откуда на БСМЗ возьмутся контейнеры и нефтепродукты, как они там окажутся, и, главное, зачем.
Дело в том, что по соседству уже располагаются огромные контейнерные терминалы "Петролеспорт", "Первый контейнерный терминал" и "Контейнерный терминал Санкт-Петербург". Более скромный терминал "Моби Дик" в Кронштадте загружен далеко не полностью. А в Бронке холдинг "Форум" строит еще один крупный контейнерный терминал. Это не считая Усть-Луги, куда уже сейчас перетянуты большие контейнерные грузопотоки, которые раньше шли через Петербург. Все они, прежде чем начать работу или увеличивать объемы перевалки, сперва решали проблему подвоза контейнеров. На это тратятся десятки миллиардов рублей в случае с развитием железнодорожных путей или просто миллиарды на обновление и расширение автодорог и организацию грузопотоков. Если описывать масштаб проблемы грубо, то можно представить, что для подвоза 500 тыс. TEUs только на грузовиках надо, чтобы в течение года без выходных и праздников круглосуточно без перерывов через ворота терминала проезжал один грузовик каждые две минуты. И столько же в режиме 24/7 уходило бы на погрузку и разгрузку, что, конечно, невозможно сделать без каких-то крайне инновационных технологий.
Что касается перевалки нефтепродуктов, то по соседству успешно работает "Петербургский нефтяной терминал". Уже сейчас грузопоток там падает. Во-первых, в Усть-Луге, Высоцке и Приморске за последнее десятилетие появились серьезные терминалы, которые позволяют отправлять на экспорт мазут, дизтопливо и пр., не провозя их через многомиллионный мегаполис. К тому же, не так давно "Транснефть" закрыла трубопровод, который доставлял нефтепродукты на Петербургский нефтяной терминал. Других экспортных наливных терминалов в городской черте нет, небольшие объемы перегружаются на бункеровочных (заправочных) терминалах в порту, но это совсем не тот масштаб, который позволил бы очень быстро окупить инвестиции хотя бы в $120 млн, не говоря уже о чем-то большем. Как в порт будут доставляться 5 млн тонн нефтепродуктов - вопрос тоже открытый.
Вместе с тем, есть аналитики, которые довольно приветливо относятся к идее построить на месте БСЗМ крупный экспортный терминал. Анатолий Вакуленко, аналитик ИХ «ФИНАМ», говорит, что оценка предприятия почти в 7 млрд рублей (по текущему валютному курсу) не выглядит завышенной.
«Учитывая, что предприятие убыточное и его баланс составляет немногим более 50 млн рублей, фактическую ценность при продаже представляет принадлежащая БСМЗ инфраструктура», - отмечает он. По мнению Анатолия Вакуленко, актив может быть интересен стратегическому инвестору, заинтересованному в расширении экспортных возможностей.
Директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин говорит, что строительство нефтеналивного терминала в этом месте более рентабельно. Оно обойдется в $0,6 – 1 млрд, а окупаемость составит до 4-5 лет. По его мнению, интерес к БСМЗ могут проявить в ООО "Новатэк". "Хотя время для продажи сейчас не слишком удачное, поскольку налицо дефицит фондирования для таких сделок", - заключил Дмитрий Лепешкин.