Владелец компании–туроператора "Горизонт без границ" Владислав Жижкун - о том, смогут ли малые турфирмы выжить в 2015 году.
Можно только приветствовать введение налоговых каникул для начинающих предприятий, но хотелось бы, чтобы правительство также подумало и о компаниях, уже работающих. Сохранить рабочие места и не сокращать при этом конкуренцию — задача власти по поддержанию стабильности в обществе. Ее, конечно, уже нет в нашей жизни в связи с тем, что рублю никак не укрепиться по отношению к доллару и евро, но если принять то, что нам придется жить в новой реальности, то можно подумать о вещах насущных. Например, о том, что фингарантии для турфирм в минувшем году (250 тыс. рублей в год с турфирмы) ничего не дали для стабильности отрасли, а, скорее, наоборот, позволили обманывать людей практически на законных основаниях и только дополнительно увеличили финансовую нагрузку на небольшие добросовестные компании. И в этом году наряду с призывами отменить их вовсе раздаются голоса о том, чтобы их повысить. Кроме того, ходят слухи, что к финансовым гарантиям для турфирм добавят и банковские гарантии. Это опять ляжет на плечи оставшихся туроператоров (говорят, их число сократилось на 20%) и повлияет на стоимость путевок, которые и так стали малодоступными для большинства населения. При этом можно заметить, что оставшиеся на рынке единичные крупные туроператоры вдруг предлагают купить одну путевку за полную стоимость, а вторую получить со скидкой 50%, то есть опять видим демпинг. Антидемпинговых законов так и нет.
Вобщем, невеселое такое начало года получается. И, как мне кажется, нам, малым турфирмам, нужно объединяться. Это необходимо, например, и для того, чтобы выкупать сообща кресла на чартерных рейсах. Их продают блоками по 10 кресел, а малая турфирма может себе позволить выкупить от силы два–четыре кресла в таком чартере. А также для того, чтобы обмениваться мнениями и защищать себя от суровой российской реальности. В Германии все малые турфирмы объединены в кластеры, говорят, что это эффективно в плане выживания на рынке. А что касается гарантий, то все добросовестное предпринимательское сообщество уже много лет говорит, что нужно вводить систему туристического аналога каско. Только эта система будет справедлива и действительно сможет реально защитить туриста. Сегодня уже многие страховые компании предлагают такой продукт, как страховка от банкротства турфирмы, но стоит он довольно дорого — 6–8% от стоимости тура. Таким образом, рынок сам пытается найти выход из ситуации, куда его загнали непродуманные действия властей. По оценкам экспертов, если идею туристического каско закрепить на законодательном уровне, подобный продукт будет стоить $1–2 в сутки, как и обычная медицинская страховка.