Петербургский миллиардер и совладелец розничных сетей "Юлмарт", "Рив Гош", "Улыбка радуги" и "ДеФиле" Дмитрий Костыгин - о том, зачем нужно шортить, если уверен, что все летит в тартарары.
На днях прогуливался в парке с одним моим товарищем, предсказавшим десять из последних трех черных понедельников. По этой причине мы прозвали его Теорей. Он в очередной раз втянул–таки меня (Эмпирея) в дискуссию на извечную тему "что будет?". На этот раз, очевидно, с фокусом на приближающийся вместе с 19 февраля год Овцы.
Необходимо отметить, что все предыдущие наши беседы прогностического характера вполне иллюстрировали анекдот про Мойшу, который ежедневно клянет всех и вся и жалуется Саваофу (одно из библейских названий Бога. — Ред.), что даже в лотерею никогда не выигрывал. В итоге получает небесный вопрос вроде: "Мойша, ты хотя бы лотерейный билет хоть раз в жизни купил?"
Так, например, в предпоследнюю нашу встречу в середине декабря Теорей с демонической усмешкой предрекал 100 рублей за $1 до конца года. Моя протянутая рука "продам $10 млн по 90 рублей на 31 декабря" осталась незамеченной.
Еще в середине 1990–х, когда я овладевал азами торговли опционами на Чикагской бирже (чем со временем и заслужил свой никнейм Эмпирей), заметил, что выложенный на стол фьючерсный контракт сбивает пыл прогнозиста быстрее, чем львиная доза аспирина — жар. В 100% случаев удавалось остановить любые логические выкладки про тартарары (в 2007 году, напротив, про отметку в $1 трлн для одной российской компании) и перейти к обсуждению меню или сериала "Карточный домик". Трансформация точки уверенности более чем впечатляющая, тем более что крайне резкая.
Январский наш монолог неожиданно отклонился от классического сценария. Объяв всю грандиозность очередного мысленного эксперимента моего товарища о том, куда все катится и что это все еще только росточки, а еще будут тычинки и пестики и так далее, мне надлежало вставить фразу а–ля: "не бывает плохой ситуации на рынке, бывает неадекватно выбранный финансовый инструмент". С явным для эмпирика выводом: если так уверен, что все летит в тартарары, — шорти (short selling — короткая продажа, то есть продажа актива, которого нет, с целью заработать на снижении его цены. — Ред.).
Здесь стоит заметить, что со своей стороны всегда Теорею напоминаю, что на понижение не играю, ибо Телец по знаку гороскопа и не бычье это дело — медвежью работу исполнять. Считаю, что все активы будут расти в цене, поэтому ничего не продаю.
Морозный воздух или что еще, но в этот раз Теорей загорелся идеей о том, что на знамениях времени можно и должно зарабатывать, расчехлил шарообразную сумму, выбрал голиафическую фигуру в облике ретейлера "Магнит". И пошел против нее с целью 7 тыс. рублей за акцию на конец марта.
Выглядит достаточно
эпично
, чтобы доставлять заметное эстетическое удовольствие… И цифра семь вполне пифагорейская — число случая, удачи и откровения свыше…
Так что теперь каждый день наслаждаюсь зрелищем великой битвы и жду, пока первого апреля решится — все–таки это будет год Овцы или Золотого руна.