Зимой, в низкий сезон, увеличилось количество объявлений о продаже готовых хостелов и мини-отелей — на две трети по сравнению с ноябрем. К традиционной "распродаже" бизнеса после Нового года прибавился фактор нестабильности курса рубля.
"Инвесторы распродают хостелы и мини-отели, чтобы открыть такие же, но, например, за рубежом. Прибыли больше не станет, но она будет в устойчивом евро" – говорит начальник одела продаж компании "Novabiz" Денис Загидулин. Специалист объясняет, что бизнес не решил вдруг избавиться от убыточного направления: "Просто сейчас покупательская способность заметно упала, эти предложения менее востребованы, поэтому и складывается впечатление, что желающих продать мини-отель или хостел стало больше, чем прежде" – говорит Денис Загидулин.
Со специалистом согласен руководитель гостиничного направления группы компаний "Банк готового бизнеса" Игорь Внуков: "Такие продажи обычны в низкий сезон, загрузка минимальная – большинство хостелов и мини-отелей работает в ноль. Многие решают, что лучше продать хостел, особенно те, кто не так давно в бизнесе и открывался летом".
Игорь Внуков говорит, что сейчас готовый бизнес будет продаваться на 30% дешевле, а потому в покупке хостела или мини-отеля есть смысл, если ориентироваться на внутренних туристов, которых в Петербурге к лету будет много в том числе и из-за санкций. "За границу на отдых люди выезжают теперь меньше, и те гостиницы, которые переориентировались на российского туриста, уже почувствовали положительный результат", – рассказывает эксперт.
Вместе с тем Денис Загидулин отмечает, что сейчас хостелы и мини-отели могут продаваться еще и потому, что выживать на рынке станет труднее: "Многие мигранты уехали, найти уборщицу на вакантное место сложнее, а на ней многое держится – от чистоты хостела напрямую зависит его популярность и доходность. Также получить кредит на развитие теперь тяжелее, чем прежде. Из-за кризиса бизнес не будет убыточным, но станет приносить в два раза меньше денег. Потому владельцы спешат перевести капитал в валюту или в рубли, чтобы вложить деньги в более надежный бизнес", – заключает эксперт.
Владелец старейшей в городе сети мини-отелей и хостелов "Друзья" Сергей Морев считает, что большое количество объявлений о продаже бизнеса – это закономерная расплата дилетантов, не потянувших гостиницу: "Инвесторы-непрофессионалы приобрели мини-отели на волне моды и спроса и ожидали определенную прибыль и доходность. Но издержки растут, а доходность падает. Поэтому они начали активно избавляться от накупленной коммерческой, как они предполагали, недвижимости".
Денис Загидулин отмечает, что сейчас в брокерских компаниях происходят пересмотры предварительных договоров о купле-продаже гостиниц в связи с новым курсом валют: "Брокеры готовы даже выплатить штрафы за срыв сделки, если покупатель откажется платить по новой цене, потому что агентства в будущем продадут предложение по адекватной рыночной стоимости" – говорит он и указывает, что в целом в сфере продаж готового бизнеса становится много "плохих" предложений: "Люди пытаются выставить на продажу заведомо убыточный бизнес, или имеющий проблемы с документацией. Таких случаев становится все больше, и брокерские компании стали тщательнее оценивать потенциального клиента", – говорит специалист.
Сами владельцы по-разному объясняют свое решение об продаже хостелов и мини-отелей. Екатерина, владелица хостела в Столярном переулке, говорит: "Сейчас тенденция на рынке такова, что маленьких и слабые хостелы уходят, закрываются или продаются в связи с сложной политической и экономической ситуацией в стране: туристический поток упал, иностранцы практически перестали приезжать, многие не выдерживают. У нас немного другая ситуация, мы идем в сторону укрупнения и открываем большие объекты: в декабре открылся хостел на 300 м2 и весной планируется еще объект тоже на 300 м2. Хостел в Столярном был самый маленький и самый первый, который появился, и сейчас он не вписывается в концепцию развития".
Бывшая владелица хостела Нинель рассказывает: "У меня появился другой хостел, в Перекупном переулке, в два раза больше предыдущего, на Петроградской. Потому я решила сосредоточиться на развитии нового, более интересного проекта, а не строить однотипную сеть, и продать прежний хостел новому владельцу".
Андрей продает хостел на Лиговском проспекте: "У меня был управляющий, который занимался хостелом. Сейчас он уехал, и я решил продать гостиницу, потому что сам никогда им не занимался и не планирую".
По оценкам специалистов, в городе существует более тысячи хостелов и мини-отелей, за 2014 год прирост новых гостиниц составил почти 50%. В Петербурге работает несколько крупных компаний, специализирующихся на продаже гостиниц, такие как "Альтера Инвест", "Северо-Западный Центр Продажи Бизнеса", "Ваша Фирма", "Банк Готового Бизнеса" и еще 10-15 фирм, которые появились год-полтора назад. Ежегодно ими заключается около 30-60 сделок продаж хостелов и мини-отелей для бизнеса в аренде и 10-20 сделок для бизнеса в собственности, что по грубым оценкам составляет 300-600 млн рублей. В среднем, брокеры за свои услуги берут от 5–9, а то и до 15% комиссионных от суммы сделки. Средний хостел приносит своему владельцу около 80 тыс. рублей прибыли в месяц, или около 1 млн рублей в год – без учета налогов. Средний показатель рентабельности составляет 32%.