Из–за снижения курса рубля многим петербургским производителям продуктов питания стало выгоднее поставлять товары за рубеж, чем продавать их на российском рынке. Больше всего выиграли те, кто успел наладить экспортные поставки до начала кризиса.
Петербургские производители продуктов питания, успевшие развить экспортное направление до обвала рубля, в этом году увеличивают объемы поставок за границу. В условиях сокращающихся внутренних рынков бизнес рад любой возможности продать товар за рубеж, говорят эксперты. А в нынешней экономической ситуации для российского бизнеса экспорт — это реальная возможность заработать на разнице курсов.
По данным
Северо–Западного таможенного управления, за 9 месяцев 2014 года объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличился по сравнению с сопоставимым периодом на 26%, до $1,8 млрд.
В поисках новых рынков
У России исторически сильные позиции в производстве зерна, и на сегодняшний день в этом сегменте наша страна — крупнейший экспортер в мире. По данным Росстата, год назад Россия продала за рубеж злаков на $4,8 млрд. Эта категория остается крупнейшей по объему продаж, однако вплотную к ней приближается экспорт рыбы, ракообразных и моллюсков. Например, в 2013 году Россия экспортировала рыбы на $2,8 млрд.
В 2015 году лидер мукомольно–крупяной отрасли на Северо–Западе ПАО "Петербургский мельничный комбинат" (ПМК) Александра Аладушкина намерен увеличить долю экспорта в 2–3 раза по сравнению с 2014 годом.
В прошлом году общий прирост экспортных продаж комбината составил 94% и превысил 5 тыс. т зерновых хлопьев, каши и муки. Предприятие поставляет зерновые хлопья и каши моментального приготовления под брендом "Ясно солнышко", пшеничную муку "Аладушкин" и мучные смеси для выпечки хлеба "ХлебБург" в 14 стран. В 2014 году комбинат вышел на новые рынки — в Южную Корею, Литву, Узбекистан, ОАЭ.
"Направление экспорта всегда было приоритетным для комбината. А в нынешней экономической ситуации, когда снижается курс рубля относительно мировых валют при менее значительном росте внутренних рублевых цен, возможность развития экспорта становится более привлекательна", — сообщили в пресс–службе ПМК. Объем экспортных продаж продукции "Мельницы Кирова" (филиал ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С. М. Кирова", ЛКХП, также входит в ГК "Аладушкин"), ориентированной больше на внутренний рынок, также вырос в 2014 году. Рост составил 9%, до 32 тыс. т. В структуре экспорта 60% — отруби и 40% — мука.
Половину от всего объема полученных при производстве муки отрубей "Мельница Кирова" отгружает на экспорт, преимущественно во Вьетнам и Корею, а в 2014 году начала поставки и в Израиль.
"В условиях введенных экспортных пошлин на зерно выгоднее становится экспортировать продукты переработки", — поясняет ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов.
Планирует наращивать долю экспорта и кондитерское объединение "Любимый край" (ТМ "Посиделкино"). Печенье и пряники поставляются во все страны СНГ, а также в Грузию, Израиль, США. Доля экспорта в общем обороте компании за 2014 год в натуральном выражении составила 5%, и за последние 2 года объем экспортных отгрузок вырос в 1,5 раза.
По словам регионального менеджера "Любимого края" Екатерины Подовинниковой, в 2015 году стратегическим направлением в экспорте станет развитие дистрибуции в страны Евразийского союза. Что особенно актуально с учетом вступления в Таможенный союз Армении. Кроме того, компания планирует создавать новые продукты под запросы конкретных рынков.
Алкоголь на экспорт
В топ главных продуктов российского экспорта традиционно входит алкоголь. Хотя его экспортируют существенно меньше, чем зерна, — всего на $0,6 млрд, зато объем поставок за рубеж стабильно растет на протяжении последних лет. Так, петербургская ХК "Ладога" в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличила долю экспорта на 33%, до 9% в общем объеме продаж компании.
По словам президента ХК "Ладога" Вениамина Грабара, в этом году компания рассчитывает сохранить такие же темпы роста по экспорту. "Ладога" поставляет на зарубежные рынки премиальную водку под брендами "Царская золотая" и "Царская оригинальная", а также их экспортные варианты Imperial Collection Gold и Czar's Original. Кроме того, в рамках контрактного производства "Ладога" производит для рынка Великобритании премиальную водку Ivan The Terrible ("Иван Грозный"), а для США в этом же сегменте — водку ZYR, которая особо популярна в Нью–Йорке и Флориде.
Пивоваренная компания
"Балтика"
(входит в Carlsberg Group) поставляет пиво под брендом "Балтика" в 53 страны. Однако, как изменится доля экспорта в общей структуре продаж, в "Балтике" отказались прокомментировать. Но с учетом последних новостей о закрытии двух из 10 заводов "Балтики" в России из–за общего падения пивоваренного рынка, роста налоговой нагрузки и усилившихся законодательных ограничений дальнейшее развитие экспорта для компании более эффективно. Тем более что "Балтика" — крупнейший экспортер российского пива, на ее долю приходится 67% всех экспортных поставок российского пива.
Чаи и соусы за рубеж
Один из крупнейших производителей чая и кофе в России — ГК "Орими Трейд" (ТМ Greenfield, "Принцесса Нури") — в 2014 году экспортировал около 11% продукции от общего объема продаж. "Мы намерены и дальше развивать экспортное направление, так как это один из источников роста компании", — говорит представитель "Орими Трейд" Мария Драбова. Приоритетными для "Орими Трейд" являются рынки Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока, Азии.
Отгружает на экспорт товары под российскими брендами и международный концерн Unilever. На экспорт идут соусы (ТМ "Адмирал", "Татарский" и "Цыганский") и чаи (ТМ "Беседа"), которые производятся в Петербурге.
Именно разница курсов позволяет российским производителям выставлять цены на свою продукцию ниже, чем у европейских конкурентов. Ведь затраты на производство своей продукции, включая оплату сырья, они несут в рублях.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
“
Экспортные поставки российских товаров на 90–95% ориентированы на этнический рынок. За рубежом пользуется спросом почти все, начиная от сушек и заканчивая сгущенкой. Но этнический рынок очень ограничен. Если же говорить о рынках в целом, то вывести, например, готовые мясопродукты в США или Канаду невозможно. Правительства всех стран защищают свой внутренний рынок. Правда, есть еще не охваченные рынки — это Китай, Индия. Но не всегда российские товары конкурентны по цене, даже в условиях нынешней экономической ситуации в России.
Леонид Булыга
генеральный директор торговой компании "Дилявер" (специализируется на поставках продовольствия в США, Израиль, Канаду, страны Балтии и СНГ)
“
Рыбопереработчики не верят в возврат курса валют на прежний уровень, выстраивают стратегию с учетом новых реалий, и развитие экспорта действительно становится для многих интересным. Подчеркну, что это касается тех переработчиков рыбы, которые имеют собственную сырьевую базу в России. Наше предприятие работает в основном на рынок России, частично сырье мы ввозим со своего завода в Сенегале, остальное получаем здесь. Мы уже экспортируем сурими в Китай и Таиланд и планируем увеличивать объемы экспорта в Азию.
Максим Трало
руководитель ГК "Карельский комбинат"
“
В сыродельной отрасли нецелесообразно сейчас развивать экспорт, потому что внутренний спрос превышает предложение. До введения санкций 45% сыров были импортные. Чтобы закрыть потребности страны, сыроделам пришлось наращивать производство, покупать больше молока, которое сразу подорожало. Соответственно, стоимость сыров в России выросла на 50%, и на сегодняшний день они продаются дороже, чем в Европе. Наша компания производила сыры на экспорт, но теперь мы свернули это направление и сосредоточились на российском рынке.
Альберт Суфияров
президент ХК "Невские сыры"