Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель пять часов проговорили с Владимиром Путиным в Москве за закрытыми дверями по поводу Украины. Но их мирная инициатива, судя по всему, не встретила понимания. Шансы договориться уменьшаются на глазах.
От визита Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Москву чего-то ждали. Чего - толком сказать не мог никто. Вряд ли можно было представить, что три участника встречи выйдут и прекратят войну. Известно было, что речь идет о каком-то новом "мирном плане" урегулирования конфликта на Донбассе. Но детали держались в тайне, а то, что было известно, не давало оснований для ожиданий прорыва. Предполагался, например, принцип территориальной целостности Украины. И одновременно с этим - некая автономия для Донбасса. Все это уже звучало не раз. И с этим не спорит даже Петр Порошенко. Здесь ведь весь вопрос в том, каков должен быть уровень этой автономии, и на какие районы она распространится. И еще в том, какая судьба постигнет тех, кто сейчас воюет с оружием в руках за самопровозглашенные ДНР и ЛНР. В общем, если "мирный план" и был, то о нем, можно сказать, ничего не сообщалось. Во всяком случае, ничего нового.
Интересно, впрочем, было вообще то, что лидеры Франции и Германии прилетели в Киев, а затем в Москву. Кстати, подчеркивалось, что Владимиру Путину привезли предложения, уже согласованные с Петром Порошенко. То есть слово было за российским президентом. Поэтому ощущение было такое, что ему предстояло согласиться либо не согласиться. У Ангелы Меркель, как неоднократно сообщалось в СМИ, уже давно закончились аргументы для убеждения российского лидера. Но у Олланда, видимо, еще оставалась надежда. Он даже успел перед визитом заявить, что не видит Украину в НАТО. Надо полагать, тем самым Франсуа Олланд попытался сделать вид, что Европа готова на уступку. Ценность которой, впрочем, сомнительна - Украине до НАТО и без Франсуа Олланда очень далеко.
Прямо перед европейскими коллегами Киев посетил госсекретарь Джон Керри. В Москву он не полетел по загадочным причинам. Во всяком случае помощник президента РФ Юрий Ушаков рассказал, что Джон Керри очень хотел прилететь. И российская сторона нисколько не возражала, а напротив, приветствовала визит. Но почему-то не получилось. Визит "не выстроился", как заметил Юрий Ушаков. Российские официальные СМИ усиленно намекали, что Меркель и Олланд разошлись во мнениях с Вашингтоном: американцы, мол, желают начать поставки вооружений в Украину, а европейцы так далеко заходить не желают. Так это или нет, неизвестно. Джон Керри в Киеве насчет оружия ничего нового тоже не сказал - о том, что такая возможность может быть рассмотрена, мы тоже слышали уже не раз. С другой стороны, госсекретарь заверил, что никакого конфликта США не хотят, а надеются на дипломатическое решение. Но и на "российские танки" закрывать глаза тоже не собираются. В общем, запутал ситуацию как настоящий дипломат. Подозрения также вызывало принятие обновленной стратегии безопасности США, случившееся в то же время. Там говорилось в частности о том, что США "продолжат оказывать серьезное давление на Россию путем санкций и других мер" и "использовать военную силу, в том числе, если это потребуется, и в одностороннем порядке, когда этого будут требовать наши интересы: когда жизнь наших граждан будет в опасности, когда на кону будут находиться наши средства к существованию или же когда под угрозой окажется безопасность наших союзников". Осталось выяснить, считают ли США Украину союзником. Но с оружием в любом случае непросто: министр обороны Германии Урсула фон дер Лейен накануне заявила, что поставки только разожгут конфликт. А в руководстве НАТО говорят, что предоставление вооруженной помощи - дело не только самого альянса, но всех его участников.
Встреча Владимира Путина, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда продолжалась более пяти часов. По сообщениям агентств, она проходила в самом узком формате, то есть без прочих участников. Только два президента и один канцлер. Только раз они прервались на протокольную съемку.
По итогам встречи к журналистам вышел только пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков (лидеры стран не вышли, и это уже о многом говорит - они не нашли в себе сил произнести даже какие-нибудь официозные банальности про общее стремление к миру). "В настоящее время работа ведется для подготовки текста возможного совместного документа по имплементации минских договоренностей. Документа, который включал бы в себя предложения президента Украины, и предложения, сформулированные сегодня и добавленные президентом Российской федерации Владимиром Путиным", - цитирует Пескова РИА Новости. - С тем, чтобы естественно этот текст, эти предложения были представлены на одобрение всем сторонам конфликта".
Из этой обтекаемой формулировки можно кое-что понять. Во-первых, Владимир Путин не пожелал соглашаться или не соглашаться с предложенным - и выдвинул какие-то свои условия. Которые теперь надо заново согласовывать с Киевом. Во-вторых, он настаивает на том, чтобы ополченцы как сторона конфликта тоже одобрили получившийся "мирный план". В-третьих, речь снова идет о минских договоренностях. Которые в принципе все согласны выполнять, но расходятся в трактовке правил. Например, в линии разграничения - Киев полагает, что отводить войска нужно от той линии, что была на момент принятия этих договоренностей, но с тех пор эта линия заметно изменилась, и ополченцы считают, что отталкиваться нужно от положения дел на сегодняшний день. Непонятно также, что с Крымом - главное, в чем заинтересован Кремль, так это в гарантиях признания присоединения Крыма хотя бы де-факто. И это в переговорах на таком уровне вообще-то главное. А совместный документ, о котором говорит Песков, готовить можно до тех пор, пока он всех не устроит - другими словами, бесконечно.
То есть, кажется, все-таки опять не получилось. Но это наверняка не последняя попытка.