В ГУП "Петербургский метрополитен" прошли обыски из-за нарушений на 9,2 млрд рублей

Автор фото: Ковалев Петр
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, председатель Комитета по транспорту Александр Воробьев и начальник метрополитена Владимир Гарюгин в ходе рабочей поездки по метрополитену.

Следственный комитет РФ провел обыски в ГУП "Петербургский метрополитен" в связи с выводами Счетной комиссии, которая ранее выявила нарушения в работе метро на 9,2 млрд рублей. Обыски также прошли и у главы метрополитена Владимира Гарюгина, который возглавляет подземку с 1990 года.

В ГУП "Петербургский метрополитен" сотрудники Следственного комитета и ФСБ провели обыск в связи с уголовным делом, которое было возбуждено на основании проверки Контрольно-счетной палаты, выявившей ущерб на 9,2 млрд рублей. Обыски также прошли и у главы ГУПа Владимира Гарюгина, вогзглавляющего метрополитен с 1990 года. Он стал фигурантом уголовного дела.
Обыски в здании управления Петербургского метрополитена на пересечении Загородного и Московского проспектов прошли во вторник, 17 февраля. Поводом для проведения следственных мероприятий стало уголовное дело по статье "Мошенничество", возбужденное около двух недель назад центральным аппаратом Следственного комитета – московскими правоохранителями. В основу дела легли материалы проверки Контрольно-счетной палаты (КСП) Петербурга, проведенной в конце 2013 – начале 2014 года, сообщает пресс-служба ГСУ Следственного комитета России по Петербургу.
Тогда КСП отчиталась о проверке законности и эффективности использования петербургским метрополитеном средств бюджета и собственности Петербурга. В ходе проверки аудиторы выявили серьезные финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации городского метро на 9,23 млрд рублей.
В 2011-2013 годы для строительства вестибюлей станций "Адмиралтейская", "Бухарестская", "Звенигородская", "Международная" и "Обводный канал" метрополитен привлек холдинги "Адамант" и "Петромир". По данным аудиторов, помимо участков для строительства вестибюлей, инвесторы по льготной цене получили 126,3 тыс. м2 земли под торгово-развлекательные комплексы. При этом холдинги перечислили в городской бюджет лишь 107,2 млн рублей и передали городу только 7,3 тыс. м2 земли (5,5% из 126,3 тыс. м2).
Как выяснили аудиторы, метрополитен выбрал инвесторов через закрытый конкурс. В отчете КСП сказано, что метрополитен вовсе не имеет права проводить подобные сделки — их должны заключать только власти города. Аудиторы считают, что за последние несколько лет метрополитен провел около 300 не согласованных с городскими властями сделок, в которых имелась заинтересованность главы предприятия Владимира Гарюгина.
Председатель совета директоров холдинга "Адамант" Дилявер Меметов рассказал dp.ru, что ничего не слышал о проверках в метрополитене. Он отметил, что холдинг "Адамант", если потребует Следственный комитет, готов предоставить все документы по строительству вестибюлей "Обводный канал", "Звенигородская", "Бухарестская", "Международная". "Нам скрывать нечего. Строили все по закону, по правилам, утвержденным правительством города. Тогда вопросов не было", - сказал он.
Дилявер Меметов также пояснил, что конкурс был не закрытый, а с ограниченным участием – то есть претендентов предварительно отобрали. "Сейчас говорят об убытках, но никто не отмечает, что вестибюли были построены за свой счет и переданы метрополитену", — добавил он.
Следствие считает, что начальник "Петербургского метрополитена" Владимир Гарюгин использовал свое влияние и положение для заключения договора о строительстве вестибюля "Адмиралтейской". По словам следователей, этот договор навредил самому "Петербургскому метрополитену", а также причинил ущерб бюджету города на 466 млн рублей.
Владимир Гарюгин родился в 1950 году. После института работал на Октябрьской железной дороге. Занимался партийной работой в Ленинском, Петродворцовом райкомах и Ленинградском обкоме КПСС. С 1983 года- поступил на работу в Ленинградский метрополитен. В 1990 году стал начальником ГУП "Петербургский метрополитен".
С 2007 года объем субсидий метрополитену из бюджета Петербурга вырос в 24 раза. В 2015 году предприятию должны выделить из бюджета 9,7 млрд рублей. КСП настаивает на пересмотре объема отчислений.